Европейские компоненты древнееврейской цивилизации
В рамках семинара «Спорные вопросы древней и новой истории» выступление Дмитрия Панченко (СПбГУ) «Европейские компоненты древнееврейской цивилизации» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152; Zoom).
В развитие тех наблюдений, которые были сделаны Дмитрием Панченко в книге «Диффузия идей в Древнем мире», автор предлагает обсудить гипотезу, объясняющую появление в Ветхом Завете элементов европейского происхождения не внешним влиянием, шедшим от филистимлян и других приморских соседей евреев, а тем, что в самом формировании еврейской цивилизации важнейшую роль играли выходцы из Европы. Рассказы о появлении на свет и уходе Моисея заставляют думать об их европейском происхождении, в фигуре пророка — предводителя похода — находятся параллели в греческой традиции, а в образе Яхве и в представлениях, связанных с ним, есть много общего с религиозными новшествами эпохи переселений, охвативших Европу и Восточное Средиземноморье в конце бронзового века.
В то время как египетские источники ничего не знают о пребывании на территории страны евреев, в источниках эпохи Рамессидов есть множество свидетельств о принятых на службу заморских воинах. Характерным оружием этих воинов были мечи европейского типа, способные наносить и колющие, и рубящие удары, при этом левиты, опора Моисея, предстают меченосцами. Напрашивается вывод, что история Исхода — это в основе своей история исхода воинов, решивших покинуть службу у фараона. В процессе исхода они могли соединиться с группами полукочевого народа, говорившего на одном из семитских языков. Из этого союза и вырос Израиль с его религией и политической организацией (в частности, делением на двенадцать частей, характерным для греков, этрусков и скандинавов). Таким образом, авторы Ветхого Завета объединили предания и традиции как скотоводов Ханаана, так и воинов, покинувших Египет вопреки воли фараона.