Кинематограф Михаила Калика
В рамках семинара «Киноисследования» выступление Натальи Баландиной (РГГУ; Государственный институт искусствознания, Москва) «Кинематограф Михаила Калика: архивные материалы» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Три картины одного из крупнейших мастеров отечественного кино Михаила Калика — «Человек идет за солнцем» (1961), «До свидания, мальчики!» (1964) и «Любить (1968) — определили три поворотных момента эпохи «оттепели»: «время дебютов» и первых фильмов молодого поколения, конец «хрущевского периода», финал эпохи. Его работы переворачивают представление о кино, раскрывают новые возможности закадрового пространства и музыкально-шумовой партитуры. Этот режиссер воплотил тип художника, который каждый раз будет сражаться за снятый фильм, отстаивать авторский замысел, не отступать, даже понимая, что шансы на его выход на экран тают на глазах. Фильмы Калика и кино «оттепели» в целом справедливо рассматривать как часть развития мирового кинематографа. О творчестве этого выдающегося кинематографиста не опубликовано ни одной монографии, его произведения в современной научной литературе освещены фрагментарно, что, прежде всего, связано с отъездом Калика в Израиль в 1971 году и запрещением упоминать его имя и показывать его картины в СССР. Жизнь и судьба режиссера вместили несколько трагических и переломных политических эпох нашей страны, лишенных человеколюбия и сострадания, поэтому «сочувствие к каждому» — это некое кредо режиссера, прошедшего Озерлаг и эмиграцию, обозначенное незадолго до его ухода (на творческой встрече на кинофестивале в Выборге в 2014 году).