Хозяйственная этика католичества
В рамках семинара «Экономика и культура» выступление Ирины Чаплыгиной «Хозяйственная этика католичества» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 155).
Современная социальная доктрина католической церкви прежде всего интересна тем, что она представляет собой своего рода диалог разных эпох. Католицизм во многих фундаментальных вопросах сохраняет приверженность томизму и отрицает изменения, привнесенные еще эпохой Нового времени, поэтому его оценки современного мира — это в определенной степени взгляд из прошлого.
Если говорить об экономических аспектах социального учения, то мировоззренческие особенности проявляются прежде всего на методологическом уровне. Для католического учения характерно следующее:
- холизм, выражающийся в том, что экономика не рассматривается как автономная самоценная сфера деятельности (также принципиально иначе ставится вопрос о труде и его значении)
- антииндивидуализм, акцент на проблему общего блага (это отличает католицизм от протестантизма)
- телеологизм, приводящий к отрицанию идеи прогресса как самоцели (что связано также с неприятием законов диалектики и, в частности, закона перехода количества в качество)
- особого рода историзм, связанный с двойственной оценкой реальности, с одной стороны, являющейся творением всеблагого Бога, а с другой — зараженной первородным грехом
- идеализм, первенство воли и разума над объективными факторами развития
Ирина Чаплыгина — кандидат экономических наук, доцент кафедры истории народного хозяйства и экономических учений МГУ.
Разумеется, в ходе развития догмата привносятся новые подходы, в частности, персонализм, экономические и рациональные аргументы. Собственно экономические взгляды церкви можно разделить на три блока: ее оценка хозяйственной деятельности как таковой, вне конкретных исторических форм; оценка модели либеральной рыночной экономики; оценка современных тенденций в рамках этой модели. В ходе выступления подробнее будут освещены первые два блока.
- Оценка хозяйственной деятельности: восприятие экономики как деятельности, соприродной «божественной ойкономии», а следовательно, особое понимание целей хозяйственной деятельности, когда в процессе труда человек решает стоящие перед ним религиозные, социальные и только потом — материальные — задачи; критика мальтузианства; особое понимание материального богатства как блага; критика «практического материализма», манипуляций спросом, превращения труда в товар (при этом позиция церкви, сближающаяся с марксизмом по ряду тезисов, принципиально отлична от него по характеру аргументации), анализ безработицы.
- Оценка либерального капитализма: анализ системы частного предпринимательства, особое понимание природы частной собственности, определение роли рынка (особенно ярко звучащая в энцикликах Иоанна Павла II); противопоставление понятий «либеральный индивидуализм» и «христианский персонализм» (отношение к индивидуальным целям, свободе, ответственности); критика экономического либерализма и «теории социальной дифференциации».