Инфантильный дискурс в творчестве Владимира Набокова
В рамках семинара «Литература как опыт и проблема» выступление Михаила Елизарова (Москва) «Инфантильный дискурс в творчестве В. В. Набокова» (ул. Большая Морская, 47).
«Инфантилизм» героя Набокова никак не связан с нарушением суровых до комизма поведенческих норм («Пацан сказал — пацан сделал», «Не служил — не мужик», «Невоевавший мужик, что нерожавшая баба» и т. п.) сообщества взрослых «светлокожих вдовцов» — касты белых англоязычных мужчин, в чьем бытовании и рефлексии, как известно, являет себя имперское авраамическое божество. Персонажи воюют, не бросают слов на ветер, работают в поте лица, вступают в брак, рожают детей, содержат (до времени) неудобных спутниц жизни, совершают криминальные чудовищные поступки. Речь также ни в коем случае не идет о явлении «кидалт», описанном нынешней психологией как некий поврежденный психотип, беззлобно пестующий в зрелом возрасте свои детские ритуалы, игры, забавы, с попутным толерантным дискурсом «кидалт — это нормально!».
Михаил Елизаров — российский писатель, поэт, эссеист и автор-исполнитель; лауреат литературных премий «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «НОС» и Григорьевской поэтической премии; автор книг «Ногти», Pasternak, «Библиотекарь», «Кубики», «Мультики» «Мы вышли покурить на семнадцать лет», «Земля» и других.
Герой Набокова отнюдь не чудак с оловянными солдатиками на ковре в свободное от работы время, не безответственный кредитор — занял деньги и профукал на ерунду. Это бродяга, несущий на себе как узелок со скарбом свою онтологическую «карликовость» мышления, родовую плаценту до-бытия, детский «меон», в котором больше не поместиться, а выбросить невозможно. Маленький-старенький принц, воинствующий Enfant terrible, впавший в «отрицалово» по отношению к администрации взрослой несвободы мира: «Хоть убейте, а не вырасту!». Однако ж вырастает, страдает и умирает.