Интерпретаторы незримого: Морис Мерло-Понти и Макс Мильнер
В рамках семинара «Экономика и культура» и семинара «Литература как опыт и проблема» выступление Карло Оссола «Интерпретаторы незримого: Морис Мерло-Понти и Макс Мильнер» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
В центре выступления — «сокровища невидимого» в интерпретации Мерло-Понти и Мильнера. Невидимое, согласно Мерло-Понти, соотносится с видимым не как его противоположность, но как его подкладка, как его «телесная глубина». В этой же плоскости развивается феноменология восприятия Мильнера в контексте истории живописи.
Карло Оссола — филолог, литературовед, эссеист; автор многочисленных работ по истории и теории литературы, культуры, искусствоведению, философии языка. В 2000 году он основал кафедру литератур неолатинской Европы в Коллеж де Франс, где преподает в настоящее время. С 2007 года возглавляет Институт итальянских исследований при Университете Лугано (Швейцария).
Невидимое, по мысли Мерло-Понти, не может быть сведено к простому противопоставлению видимому — к «тому, чего не видно»: оно как бы «позади» видимого и может «принимать форму», как пишет Мильнер в своем исследовании фигур бытия, представленных посредством тени.
Говорить о тени означает, таким образом, говорить о бытии: а о тени говорят не только литература и философия, но и живопись, кино, фотография. В своем рассуждении о фотографии Ролан Барт показал, каким образом в камере-обскуре невидимое становится аурой и воздухом — светоносной тенью, сопровождающей тело.