Искусство 2010-х: предварительные итоги
В рамках семинара «Дискуссии о современном искусстве» выступление Павла Герасименко «Искусство 2010-х: предварительные итоги» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Только что закончившееся десятилетие доказало, что Петербург и отечественное искусство, пусть и с понятной задержкой, но переживают общемировые процессы. Это внушает надежду, но в целом влияние и значимость искусства в музеях, галереях и на главных биеннале уменьшается в течение всех десяти лет.
Павел Герасименко — арт-критик, куратор, искусствовед; выпускник факультета искусствоведения Санкт-Петербургской академии художеств. Он начал публиковаться с 2000-х годов, работал в изданиях Art 1 и The Art Newspaper Russia, печатался в «Художественном журнале», «Арт-хронике», «Собаке», «Коммерсанте», последнее время сотрудничает с журналом «Диалог искусств», газетой «Ведомости», интернет-порталами об искусстве «Артгид», Masters Journal, Arterritory; автор более 300 статей, посвященных проблемам современного искусства.
2010-е в Петербурге начались с открытия Главного штаба, специально перестроенного Эрмитажем под современное искусство, однако, к концу этого периода новые выставки modern или contemporary art открываются в музее в лучшем случае раз в полгода. Еще не так давно не сходивший с новостных полос и даже бравший призы арт-активизм к концу десятилетия обнаруживает свою полную ничтожность.
Прошла «Манифеста-10», но отечественному искусству из «путешествующего цирка» биеннале не удалось извлечь какой-либо пользы, хотя наш город произвел на свет художников, о чьем успехе к концу десятилетия можно уверенно говорить. Стоит вспомнить об опыте неангажированной художественной самоорганизации, какой был у ленинградских нонконформистов в 70-е — 80-е годы прошлого века, и сравнить его с прагматикой наших дней.