Антиутопия и капитализм в современных кинофраншизах
В рамках семинара «Экономика и культура» выступление Александра Павлова «Искусство мечтать напрасно: антиутопия и капитализм в современных кинофраншизах» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Старый тезис левых, что легче представить себе конец света, нежели конец капитализма, по большей части все еще остается правдивым. По крайней мере, если мы вспомним фильм Джорджа Ромеро «Земля мертвых» (2005), то увидим, что в нем в условиях постапокалипсиса процветает капитализм. И даже многочисленные фильмы в жанре постапокалиписа, где капитализма, вроде бы, нет, свидетельствует, скорее, в поддержку этого тезиса. Казалось бы, мы хорошо представляем себе мир без капитализма, но ведь мы не представляем конец капитализма. И, глядя на эти фильмы, очень хочется, чтобы капитализм еще пожил.
Характерно, что почти все новейшие антиутопии посвящены этой теме. Если для 1970-х и 1980-х, скажем, типичны антиутопии, в которых главной опасностью для человечества в будущем становится восстание машин («Мир дикого Запада», «Терминатор»), победившая тоталитарная система («1984»), вездесущая бюрократия («Бразилия») или же доведенное до абсурда стремление к зрелищам («Бегущий человек»), то в 2000-х ситуация резко меняется. Бюрократия превращается в такую же неактуальную и скучную тему, как и социалистический тоталитаризм, а вместо этого ключевым пунктом становится (социальное) неравенство — «Харрисон Бержерон», «Виртуальная реальность», «Эквилибриум», «Остров», «Дитя человеческое». Однако это лишь переходные антиутопии. Для антиутопий 2010-х характерно не только то, что человечество прекратило видеть в социализме или тоталитаризме опасность для будущего, но и то, что все названные страхи так или иначе становятся связанными с капитализмом.
Александр Павлов — кандидат юридических наук, доцент школы философии НИУ ВШЭ; автор книг «Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа» (2014, 2015) и «Расскажите вашим детям. Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе» (2016).
Во-первых, это касается такой популярной франшизы, как «Голодные игры» и «Судная ночь». Во-вторых, это касается страха перед восстанием роботов, где весьма важное место в повествовании занимают корпорации, которые производят этих роботов («Вспомнить все», «Робокоп», «Робот по имени Чаппи»). Наконец, в-третьих, это непосредственное изображение социального неравенства, наглядно представленного в таких фильмах, как «Время», «Элизиум: рай на земле», «Сквозь снег», «Высотка». Речь пойдет о том, как капитализм репрезентируется в названных франшизах и отдельных фильмах, и насколько эта репрезентация может быть адекватной социальной критикой существующего сегодня капитализма. Кажется, все эти фильмы говорят нам о том, что мечтания левых о том, что капитализму когда-нибудь придет конец, напрасны.