Использование фильмов в качестве стимулов во время нейровизуализации
В рамках Петербургского семинара по когнитивным исследованиям выступление Ииро Яаскелайнена (Университет Аалто, Финляндия) «Использование фильмов в качестве стимулов во время нейровизуализации для изучения нейронных основ социального познания» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Фильмы все чаще используются в качестве стимулов в исследованиях по нейровизуализации, что во многом помогает преодолеть разрыв между нейробиологией, психологией и социальными науками, позволяя измерить нейронную активность, лежащую в основе феноменов, которые плохо поддаются изучению с помощью привычных исследовательских инструментов.
Наблюдение за паттернами, лежащими в основе дискретных эмоций в общих структурах мозга, позволило верифицировать базовые и пространственные теории эмоций. Различия в мозговой активности генетических и приемных сестер, которые сталкивались с моральной дилеммой при просмотре видеоклипа, показали, что общие гены формируют восприятие социальных взаимодействий. Наблюдения за людьми, страдающими высокофункциональным аутизмом, при просмотре драматического фильма выявили более специфическую активность мозга, чем у пациентов с нейротипией. Наконец, опираясь на одно из своих недавних исследований, докладчик покажет, что этнокультурный фон семьи формирует мозговую деятельность и ассоциации, возникающие во время прослушивания аудиокниги.
Таким образом, в ходе семинара на примерах и результатах исследований будет рассмотрен вопрос о том, как нейровизуализация помогает социальным наукам и обогащает традиционные инструменты анализа сценариев социального поведения.