История современного российского искусства
В рамках семинара «Дискуссии о современном искусстве» выступление Павла Герасименко (Arterritory) «История современного российского искусства между культурной антропологией и источниковедением» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 223; закрытая онлайн-трансляция).
Русское «неофициальное» искусство 1970-х и первой половины 1980-х годов — сейчас далекая история, которая воспринимается экзотически, и как раз в силу этого получает актуальность. Чаще всего оно выступает источником разрозненных примеров художественных стратегий, имевших продолжение в настоящем, и конкретных творческих практик, не переживших свое время. Очень часто герои этого времени, дожившие до наших дней художники-семидесятники из лучших побуждений и неосознанно выстраивают вполне мифологическую картину, которой трудно что-то противопоставить, потому что в любом случае страсть и вовлеченность очевидцев событий выигрывает у научной сухости социологии и антропологии.
Павел Герасименко — арт-критик, куратор, искусствовед; выпускник факультета искусствоведения Санкт-Петербургской академии художеств. Он начал публиковаться с 2000-х годов, работал в изданиях Art 1 и The Art Newspaper Russia, печатался в «Художественном журнале», «Арт-хронике», «Собаке», «Коммерсанте», последнее время сотрудничает с журналом «Диалог искусств», газетой «Ведомости», интернет-порталами об искусстве «Артгид», Masters Journal, Arterritory; автор более 300 статей, посвященных проблемам современного искусства.
На глазах одного-двух поколений от непрерывного потока жизни и событий остаются в лучшем случае отдельные нечеткие документы, полностью интерпретировать которые все равно невозможно. Но это не значит, что не надо искать и пробовать другие способы описания — вот только какие? «Возможно, основным предназначением человека должно быть не искусство, но только что?» — как говорил Анри Волохонский.