Как преподавать литературу в век когнитивной науки
В рамках семинара «Практики либерального образования» выступление Лизы Зуншайн (Университет Кентукки, США) «Как преподавать литературу в век когнитивной науки» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Когнитивный подход к литературе — это быстроразвивающаяся область знания, которая состоит из системы взаимосвязанных направлений. Эти направления сосредоточены на том, чтобы понять, как когнитивная архитектура человека, которая сложилась в процессе эволюции (и которая сегодня находит выражение, в частности, в искусстве и литературе), взаимодействует с конкретными историческими реалиями.
Лиза Заншайн — автор и редактор более десятка книг, среди которых: Bastards and Foundlings: Illegitimacy in Eighteenth-Century England (2005), Why We Read Fiction: Theory of Mind and the Novel (2006), Strange Concepts and the Stories They Make Possible (2008), Getting Inside Your Head: What Cognitive Science Can Tell Us about Popular Culture (2012), The Oxford Handbook of Cognitive Literary Studies (2015).
В основе лекции лежит теория сознания, которая известна как «чтение и прогнозирование чужих мыслей» — это, по сути, наша уверенность, в которой мы часто даже не отдаем себе отчета, что за поведением человека скрываются невидимые нам мысли, чувства и намерения. В ходе выступления на примере русских, английских и китайских произведений будет дан анализ, как «чтение мыслей» представлено в художественной литературе, а также, как эта теория используется в преподавании литературы.