• Обучение
    • Бакалавриат
    • Магистратура
    • Каталог курсов
    • Подход к обучению
    • Условия приема
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Частые вопросы
    • Практики и карьера
    • Результат обучения
    • Переводы и восстановления
  • Факультет
    • Персоналии
    • Партнеры
    • История
    • Контакты
    • Петербург
    • Дворец Бобринских
  • Структура
    • Кафедры
    • Коллегиальные органы управления
    • Институт когнитивных исследований
  • Календарь
      • # абитуриентам
      • # искусствознание
      • # история
      • # кино и видео
      • # когнитивистика
      • # литература
      • # методология и методика преподавания
      • # музыка
      • # права человека
  • Eng
  • Рус

Поиск по сайту

Например, Смольный

Карта сайта

  • Обучение
    • Бакалавриат
      • История искусства
      • История цивилизаций
      • Кино и видео
      • Когнитивные исследования
      • Компьютерные науки и искусственный интеллект
      • Литература
      • Международные отношения, политические науки и права человека
      • Музыка
      • Сложные системы
      • Социология и антропология
      • Философия
      • Экономика
    • Магистратура
      • Арт-критика
      • Кураторские исследования
      • Межкультурное образование
      • Музыкальная критика
    • Каталог курсов
    • Подход к обучению
    • Условия приема
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Частые вопросы
    • Практики и карьера
    • Результат обучения
    • Переводы и восстановления
  • Факультет
    • Персоналии
    • Партнеры
    • История
    • Контакты
    • Петербург
    • Дворец Бобринских
  • Структура
    • Кафедры
      • Кафедра междисциплинарных исследований в области языков и литературы
      • Кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств
      • Кафедра проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук
      • Кафедра проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук
      • Кафедра теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук
    • Коллегиальные органы управления
      • Ученый совет
      • Студенческий совет
      • Совет программы «Свободные искусства и науки»
      • Совет программы «Арт-критика»
      • Совет программы «Кураторские исследования»
      • Совет программы «Музыкальная критика»
    • Институт когнитивных исследований
  • События
    • # абитуриентам
    • # искусствознание
    • # история
    • # кино и видео
    • # когнитивистика
    • # литература
    • # методология и методика преподавания
    • # музыка
    • # права человека
    • # социология и политология
    • # студентам
    • # технологии
    • # философия
    • # французские исследования
    • # экономика
    Показать ещеСкрыть
  • Направления научной деятельности
    • Искусствознание
    • Исследование экономической культуры
    • Когнитивистика
  1. Календарь
25.10.2019 / 11:00
Круглый стол

Критик и зритель в современном пространстве

  • # искусствознание
  • # кино и видео

Круглый стол «Критик и зритель в современном пространстве» в рамках Семинара по искусствознанию (ул. Галерная, 58–60, ауд. 223).

В современном кинопространстве роли зрителя и критика постоянно подвергаются переосмыслению и переопределению. Причин тому немало — от изменения способов просмотра до смены парадигм в кинотеории. Современное кино стремится к радикализации зрительского опыта, предлагая зрителю отказаться от привычного понимания и традиционной идентификации. Фильмы бросают нам вызов, предъявляя себя в виде аттракциона или нарративной непоследовательности. В этой ситуации критик оказывается прежде всего зрителем, а задачи его больше не сводятся к тому, чтобы оценить или объяснить увиденное.

В рамках круглого стола предлагается поговорить о том, каким может быть проект новой критики; как философия, теория и история кино могут быть инкорпорированы в кинокритический опыт; какие отношения могут выстраиваться между критиком, зрителем и фильмом, и как эти отношения могут выражаться. Размышляя о необходимости трансформации современного критического проекта, можно вновь обратиться к Вальтеру Беньямину, но не к автору концепции ауры или визуального бессознательного, а к человеку, чьи мысли и дела, наряду с Джорджо Агамбеном, Пабло Ллоркой, Николя Реем, взламывали логику производства образов, обозначая тесную связь репрезентации с реализацией, выявляя конструктивную силу критического жеста и требуя от него последовательности и радикализма.

Программа

Василий Степанов («Сеанс») «Зачем выходить чаще? Жизнь печатного журнала в современную эпоху»

Мы живем в странную эпоху: большой кинематограф и его авторы умерли, фильмы перестали быть инструментом влияния, зрители разошлись по своим делам, государство нашло себе игры поинтереснее, попрощавшись с культурными институциями, которые ему больше не кажутся эффективными. Так зачем нужны журналы о кино (тем более, бумажные)? Как сегодня, в цифровую эпоху, устроена жизнь печатного издания о кино? Чем ему помогают и мешают электронные проекты, и зачем они нужны? В чем смысл выживания и какие для этого есть средства? Эти и другие вопросы будут подняты в выступлении.

Олег Горяинов (Cineticle; Музей Эльдара Рязанова, Самара) «Критик-варвар: (возможно ли) чесать киноопыт против шерсти (?)»

Актуальный режим существования института кинокритики практически полностью определяется запросами со стороны культуриндустрии. Формат текстов и суждений задается рамками фестивального и прокатного календаря, что превращает высказывание в путеводитель, выстраивающий зрительские маршруты. Любая негативность критического жеста в таких условиях не выходит за рамки оценочного суждения. Параллельно этому теоретический дискурс, осуществляемый преимущественно внутри академии, в силу специфики языка довольно сильно отрывается от непосредственных условий киноопыта как массового явления, представляя собой «птичий язык», как правило, игнорируемый или отвергаемый. Этот разрыв двух оптик — критик-прокатчик и критик-теоретик — мешает проблематизировать киноопыт как важный элемент чувственного опыта современного человека. Пытаясь прояснить эту ситуацию, докладчик предложит гипотезу о необходимости появления фигуры «критика-варвара», интуиция которого восходит к проекту «позитивной теории варварства» Вальтера Беньямина. Текущее положение в кинокритике будет определено через понятие «трансцендентального конформизма форм восприятия», нарушение и разлад которых оказываются возможными лишь через последовательное очищение или деструкцию опыта.

Нина Савченкова (СПбГУ) «Учение о подобии Вальтера Беньямина и "контейнирование" как критическая стратегия»

В докладе точкой реальности для критика рассматривается кинозал — пространство, где он вместе со зрителями смотрит фильм, и ему не нужно спешить его покидать. Подобно тому, как рабочим пространством антрополога является «поле», психоаналитика — кабинет, кинокритик должен работать там, где случилось событие кинопросмотра. В выступлении будет очерчена стратегия присутствия и герменевтическая интенция критика при опоре на идею «нечувственных подобий» и миметический концепт Вальтера Беньямина, а также на представление о стиле аналитического присутствия Уилфреда Биона.

Инна Кушнарёва («Логос», Москва) «Кинокритика в эпоху интеллектуального энтертейнмента, или Вальтер Беньямин работает в журнале "Нож"»

Докладчика интересует проблема выживания кинокритики в эпоху расцвета культурной индустрии, которая внешне предоставляет множество возможностей и расширяет количество площадок, на которых может реализовать себя критик, но на самом деле подрывает любую серьезную интеллектуальную работу. Какие стратегии сопротивления могут существовать в эпоху, когда даже Вальтер Беньямин, скорее всего, оказался бы одним из множества безымянных работников культурных контент-ферм?

14:00–15:30 Перерыв

Виктория Смирнова-Майзель (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) «Кино в эпоху интернет-коммуникаций: кто такой зритель?»

Докладчика интересует то, как появление сетевой реальности сдвигает границы произведения. Знаем ли мы, где именно располагается начало и конец произведения? В каком смысле сегодня можно говорить об интерактивности зрителя, о его авторстве? Эти и другие вопросы будут подняты в выступлении.

Алексей Артамонов «Куратор как производитель: от производства текстов к производству встречи и стоп-крану потока возможностей»

Современный мир не испытывает недостатка в кинематографе и средствах доступа к нему — потенциально достижимыми стали самые разные виды кино. Но именно избыточность индустриального потока зачастую откладывает теоретически возможную встречу с более радикальными областями кино — иногда до бесконечности. Власть пишущего критика над зрителем уменьшается с каждым днем и уже очевидно уступает алгоритмам рекомендаций крупных платформ. Мне бы хотелось поговорить в этом контексте о роли куратора, который, кажется, в большей степени способен сегодня приблизиться к фигуре беньяминовского «автора как производителя», при условии, если он ставит перед собой задачу сопротивления логике производства событий и стремится к производству ситуаций, встреч с фильмом или констелляций фильмов, собранных в соответствии с личной или коллективной интуицией — вспышками узнавания прошлого, прорывающегося в настоящее, — и в надежде, что в результате этих встреч публика могла бы пробудиться ненадолго от потока бесконечных возможностей и увидеть диалектический образ перед собой.

Максим Селезнёв («Салют», Москва) «Видеоэссе как форма кинокритики»

Распространение персональных компьютеров, доступность значительной части мирового кинематографа в виртуальных «архивах» и появление простых в освоении монтажных программ за последние два десятилетия создало особенно благоприятные условия для развития (и вместе с тем мутации) визуальной эссеистики. Многие кинокритики и киноведы пробуют себя в формате видеоэссе, осваивая его как новый способ высказывания и альтернативу тексту, как возможность осуществить непосредственное вмешательство в ткань фильма, открыть новые последовательности, монтажными средствами делая видимым скрытые детали. Обладает ли видеоэссеистический формат в своем новом воплощении критическим потенциалом или по преимуществу остается пустой эквилибристикой, призванной быстро завладеть рассеянным вниманием зрителя XXI века? Можно ли назвать его ответом на кризис кинокритического аппарата? И способен ли критик в пространстве видеоэссеистики совершить беньяминовское действие и явить кинообраз не таким, «какой он есть на самом деле», а каким он «вспыхивает в момент опасности»?

Артём Радеев (СПбГУ) «От зрителя образцового — к зрителю опытному»

Сложившаяся во второй половине ХХ века концепция образцового зрителя некоторое время позволяла производить важные ходы путем раскрытия интенциональности строения фильма и развития теории жанров. В этом контексте кинокритика, ставшая путеводителем по пониманию и оценке кино, выполняла важную функцию. Однако фигура образцового зрителя уходит в прошлое, на смену ей приходит фигура опытного зрителя, одной из особенностей которой является не вовлеченность в киноопыт, а вовлеченность в эту вовлеченность (как у Довлатова: «Все обожают Пушкина. И свою любовь к Пушкину. И любовь к своей любви»), что выражается, в частности, не в экспликации понимания или оценки, а в дескрипции эстетического эффекта. Интересно разобраться, насколько кинокритика чувствительна к новому типу зрителя и возможна ли вообще погоня за опытным зрителем сегодня.


12.12
20:00
Открытая лекция
Как мы воспринимаем время
15.12
Конференция
Язык — музыка — жест
15.12
Конкурс
Марафон школьных команд
15.12–16.12
День карьеры
Менторская программа
19.12
17:00
Семинар
Когнитивная траектория Пьера Мопертюи
25.12
Конкурс
Конкурс дизайна сувениров
  1. Календарь

Адрес факультета
190000, Россия, Санкт-Петербург,
ул. Галерная, 58–60

Поступающим
+7 (812) 363–66–29

Студентам
+7 (812) 320–07–26, +7 (812) 320–07–21

Приемная декана
+7 (812) 320–07–29

Канцелярия
+7 (812) 324–07–45


Форма для связи
  • Telegram
  • VKontakte
  • Vimeo
  • Сведения об СПбГУ 
  • Система обеспечения качества образования 
  • Онлайн-курсы 
  • Библиотека 
  • Партнеры 
  • Центр экспертиз 
  • Новости и события СПбГУ 
  • Ректорские совещания 
  • Перезагрузка 
  • Виртуальная приемная 
  • Список и рейтинг научно-педагогических работников
  • Архив: реорганизация
©2023 Санкт-Петербургский государственный университет. Сделано Deasign в сотрудничестве с СПбГУ
  • Обучение
  • Факультет
  • Структура
  • Календарь
Этот сайт использует cookies для сбора статистики и анализа работы сайта. Мы стараемся улучшить нашу работу, для этого мы подключили аналитические инструменты. Просим согласиться на сбор и обработку ваших метаданных или отключить cookies в настройках браузера.