О самоопределении человека в мире архитектуры
В рамках Семинара по искусствознанию выступление Александра Раппапорта (Латвия) «Кто мы такие (о самоопределении человека в мире архитектуры)» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
В искусстве Нового времени художник, зритель и критик остались без иконы и начали писать картины, в которых между хдожником, зрителем и критиком образовалась проблемная дистанция, которая каждому не давала уверенности в уместности своей позиции. В ХХ веке из искусства начали уходить и сами художники, которые перестали писать картины, а стали рисовать проекты, программы или делать инсталляции и хэппенинги, обычно коллективные. В них не стало уже и художника, и картины, зато автор, зритель и критик собрались вместе, при этом таинственным образом осталось молчание — то ли молитвенное созерцание, то ли скромное ожидание, то ли некая высшая немота перед лицом невыразимости в словах какого-то чуда. В этой ситуации зритель остается в большей мере вопрошающей инстанцией, а художник скрывает непонимание себя за какой-то изящной схемой, вроде фокуса. Только критик еще что-то говорит, но, хотя он говорит от себя и часто употребляет фразы «мне кажется» и «я думаю», на самом деле он меньше всего думает о себе, если вообще думает.