Мартин Лютер о торговле и процентах
В рамках семинара «Экономика и культура» выступление Филиппа Реcснера (Манчестерский университет, Великобритания) «Мартин Лютер о торговле и процентах» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 155).
Мартин Лютер в современной экономической и исторической литературе часто рассматривается как своего рода средневековый невежда, беспомощно выступающий против сил современного капитализма, без понимания экономики и без особого вклада в современные экономические воззрения. Филипп Ресснер готов оспорить эту точку зрения, указав на искаженную оценку Мартина Лютера и его вклада в экономический анализ. То, что обычно определяется как «современный» или «экономический» анализ, зависит от того, ограничиваем ли мы современный экономический анализ тем, что появилось в некоторых частях западного мира на основе классического, а затем неоклассического экономического мэйнстрима.
Экономисты часто включают в историю экономической мысли работы Адама Смита, французских физиократов и англосаксонскую политэкономию XIX века, а также маржинализм как ее отпрыск. Однако в течение XIX и первой половины XX века в большинстве европейских стран канон экономики выглядел по-разному, и континентальные версии институционализма или «исторической школы» основывались на очень своеобразном видении рынка и экономического анализа. Эта континентальная традиция, в свою очередь, опиралась на наследие, формировавшееся со времен Возрождения. Ее истоки лежат в схоластическом анализе, который в последующие века был уточнен и усовершенствован в меркантилистских и камералистских интерпретациях рыночного процесса. В рамках этого, более древнего, канона взгляды Мартина Лютера на рынок кажутся гораздо менее устаревшими, и, на самом деле, даже довольно современными, если применить их к разговору о многих проблемах нашей нынешней эпохи, так же, как и о решении экономических проблем прошлого.
Современный экономический анализ чрезмерно сосредоточен на классическом англосаксонском либерализме, который никогда в XIX веке не был мэйнстримом за пределами англо-американской экономической эпистемы. Изменение глобального политического ландшафта после 1945 года и рост культурной и политической гегемонии США означали, что впервые в истории англосаксонский экономический анализ станет основным направлением в западном мире. Тогда же Лютер и другие континентальные авторы были намеренно забыты. То, что сегодня заявляется как «мейнстрим» совсем не обязательно соответствуют тому, что действительно было основным направлением мысли в эпоху раннего капитализма, в 1250-е — 1850-е годы. Для полного понимания «экономики» Лютера необходимо обратиться к истокам его «богословия», а также к позднесредневековому мистицизму. Лютер вписывается в генеалогию современных экономических знаний, если принять долгосрочный сравнительный взгляд на эволюцию экономических знаний вместо англосаксонского триумфализма.
Рабочий язык семинара — английский.