Маска как социальный диспозитив в культуре позднего Ренессанса и барокко
В рамках семинара «Экономика и культура» и Семинара по искусствознанию выступление Дарьи Фарафоновой (Университет Лугано, Швейцария) «Маска как социальный диспозитив в культуре позднего Ренессанса и Барокко» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 155).
Дарья Фарафонова раскрывает становление маски как социального диспозитива в культуре Ренессанса и барокко. Это становление прослеживается от рекурсивной структуры эразмианского парадокса и идеала политика с принципом «симуляции и диссимуляции», созданного Леоном Баттиста Альберти в его скандальной книге «Мом, или О государе», до утверждения идеала «честного притворства», получившего теоретическое обоснование в одноименной книге Торквато Аччетто.
Топос Theatrum Mundi, неслучайно наиболее широко распространенный в искусстве и литературе барокко, предопределив некоторые сущностные черты барочного мировидения, санкционирует парадоксальное использование маски как единственно возможный способ подступа к подлинному — к substantifique mouelle (мозговой субстанции). Умелое чередование масок, призванное скрыть тайную суть, становится залогом сохранности внутренней свободы, неприкосновенности духовного пространства.
Такая роль маски утверждается в период распространения никодемизма в XVI веке, вызванного необходимостью сокрытия религиозных убеждений в условиях контрреформации. Вместе с тем, театрализация внутреннего пространства, занявшая центральное место в идеологии иезуитского ордена, становится основой «духовных упражнений», разработанных Игнатием де Лойолой.
В завершении своего выступления Дарья Фарафонова обратится к персонажу-маске Пульчинеллы, впервые появившемуся в комедии дель арте в первые годы XVIII века. Джорджо Агамбен рассматривает образ Пульчинеллы в качестве парадигматической для западной философии.