Метафора лабиринта и кода в музыке барокко
В рамках Семинара по искусствознанию выступление Марии Гавриш «Метафора лабиринта и кода в музыке барокко» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 223).
На титульном листе первого издания Ariadne Musica Иоганна Фишера (1702) написано: «Двадцать прелюдий, столько же фуг и пять ричеркаров на хоралы из годового церковного цикла, ведущие по сложному лабиринту». В цикле Фишера встречается большая часть использовавшихся в его время тональностей. Известно, что Бах во многом опирался на этот цикл при создании «Хорошо темперированного клавира».
Мария Гавриш окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова по классу органа. Сейчас она учится в Высшей школе церковной музыки в Херфорде (Германия). Основной инструмент исполнения — орган; также она владеет клавесином, клавикордом, фортепиано, трубой, саксофоном, ударными; работает штатным органистом и дирижером в лютеранской церкви.
В докладе будет сделана попытка ответить на вопрос о том, является ли Ariadne Musica музыкальным лабиринтом, своеобразным гармоническим «кубиком Рубика», подобно «Маленькому гармоническому лабиринту» Баха, или же цикл Фишера, в соответствии со своим названием, служит «нитью Ариадны», помогающей выйти из лабиринта, и, если это так, то из какого.