Междисциплинарность: наука, образование, бизнес
Международная конференция «Междисциплинарность: наука, образование, бизнес» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152–155).
Междисциплинарность — это, с одной стороны, очевидный тренд, а с другой — столь же очевидный вызов, в том числе для науки и образования. Не подвергая сомнению научные и образовательные достижения в области отдельных дисциплин, современные специалисты должны находить ответы на актуальные вопросы нового тысячелетия, которые одновременно относятся к разным, а иногда и довольно далеким друг от друга, сферам. Это означает, что пришло время пересмотреть существующие принципы и подходы к образовательному процессу и подготовке студентов в высшей школе.
Но что же все-таки следует понимать под «междисциплинарностью», а что ею очевидно не является? Этот дискуссионный вопрос планируется поднять в ходе конференции, чтобы попытаться найти адекватный ответ или, по крайней мере, договориться об использовании этого термина. Такая постановка вопроса тем более важна, что выработанное понимание поможет предупредить возможные спекуляции с «модным» словом.
Междисицплинарный подход в образовании напрямую связан с формированием таких важнейших компетенций, как способность и готовность к работе в коллективе, умение работать с текстом в широком смысле, навык критического мышления, толерантность и т. п. — все то, что в международных образовательных стандартах называется soft skills, что не связано напрямую с профессиональной подготовкой в смысле организации учебного процесса, но по факту является первым требованием любого работодателя в условиях постоянно меняющегося рынка труда.
программа
5 апреля
9:00–10:00 Регистрация
10:00–10:15 Открытие конференции: приветственное слово Алексея Кудрина (СПбГУ)
10:15–14:00 Пленарное заседание «Междисциплинарность и образование». Модератор — Алексей Кудрин (СПбГУ). Докладчики: Николай Кропачев (СПбГУ), Татьяна Черниговская (СПбГУ), Елена Шмелёва (Фонд «Талант и успех», Сочи)
12:00–12:30 Кофе-брейк
- Станислав Смирнов (СПбГУ; Университет Женевы, Швейцария) «Междисциплинарность или специализация?»
- Мэри Крембс (Бард-колледж, США) «Liberal Arts и STEM: улица с двусторонним движением»
- Наталья Шумкова (Корпоративный университет «Сбербанка», Москва) «Корпоративный университет как инструмент реализации стратегии "Сбербанка"»
14:00–15:00 Перерыв на обед
15:00–19:00 Пленарное заседание «Университеты и бизнес». Модератор — Татьяна Черниговская (СПбГУ)
- Александр Кулешов (Сколковский институт науки и технологий, Москва) «Risktakers: почему они необходимы России и как их воспитывать»
- Алексей Боровков (Санкт-Петербургский политехнический университет) «Мультидисциплинарные наукоемкие проблемы высокотехнологичной промышленности»
- Нонна Матеркова (Фонд поддержки творческих индустрий «Креативные практики») «Новая промышленная революция: почему у роботов нет шансов»
16:30–16:50 Кофе-брейк
- Исак Фрумин (НИУ ВШЭ, Москва) «Диалог академии, рынка труда и общества о междисциплинарных компетенциях»
- Игорь Реморенко (Московский городской педагогический университет) «Междисциплинарность в городском университете: педагогика как инструмент»
- Светлана Костромина (СПбГУ) «Lifelong learning: как оставаться современным в изменяющемся мире»
- Николай Скворцов (СПбГУ) «Роль университета в развитии региона: социально-гуманитарные аспекты»
19:00–21:00 Фуршет
6 апреля
10:00–12:30 Пленарное заседание «Междисциплинарное образование: ценности и ориентиры». Модератор — Алексей Кудрин (СПбГУ)
- Презентация Леона Ботстайна (Бард-колледж, США)
- Тим Стирнс (Стэнфордский университет, США) «Креативность в естественнонаучных исследованиях: почему это важно и как этому научить»
- Аня Лускумбе (Университетский колледж Рузвельта, Нидерланды) «Ценности междисциплинарности в образовательной модели Liberal Arts в Голландии»
- Анатолий Михайлов (ЕГУ, Литва) «Природа гуманитарного знания»
- Презентация Маркуса Ахолы (Университет Аалто, Финляндия)
- Эндрю Вахтел (Американский университет в Центральной Азии, Киргизия) «Можно ли строить междисциплинарные бакалаврские программы в рамках постсоветского вуза: опыт АУЦА»
- Владимир Халин (СПбГУ) «Количественные методы оценки качества систем управления в ведущих университетах»
12:30–13:00 Кофе-брейк
13:00–14:30 Круглые столы
- «Искусство в современном образовательном пространстве». Модератор — Елена Ходорковская (СПбГУ). Участники: Кристофер Гиббс (Бард-колледж, США), Ольга Манулкина (СПбГУ), Дмитрий Озерков (Государственный Эрмитаж), Алексей Панов (СПбГУ), Нина Савченкова (СПбГУ), Татьяна Черниговская (СПбГУ)
- «Социально-культурный инжиниринг: перспективы разработки образовательной программы». Модератор — Григорий Тульчинский (СПбГУ). Участники: Владимир Аршинов (Институт философии РАН, Москва), Анастасия Лисенкова (Пермский государственный институт культуры и искусства), Владимир Хотяков (СПбГУ), Вадим Чеклецов (Российский исследовательский и консалтинговый центр «Интернет вещей»)
14:30–15:30 Перерыв на обед
15:30–17:50 Секционное заседание «Образование по модели Artes Liberales и подготовка профессионалов XXI века: междисциплинарность и рынок труда». Модератор — Сергей Кропотов (Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург)
- Евгений Миронов, Наталья Красовская (РАНХиГС, Москва) «Дополнительные профили (minors) как технология реализации междисциплинарности (на примере Liberal Arts College РАНХиГС)»
- Андрей Кореневский (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону) «Междисциплинарность, soft skills и параинтеллектуализм»
- Наталья Береснева (Пермский государственный национальный исследовательский университет) «Технологии "Мышления и письма" в формировании системы ценностей специалиста: методический аспект»
- Алексей Махнач (ЕГУ, Литва) «Переосмысляя выборность и междисциплинарность: случай общеуниверситетской подготовки в ЕГУ»
- Валерий Тимофеев (СПбГУ) «О соблюдении принципа междисциплинарности в курсе "Введение в гуманитарные науки"»
- Валерия Кашпур, Юлия Осаченко (Томский государственный университет) «Модель образовательного ядра баклавриата: опыт разработки, принципы и механизмы реализации»
- Марина Калашникова, Алиса Халина (СПбГУ) «Представление результатов исследовательского проекта «Отношение родителей студентов программы "Свободные искусства и науки" СПбГУ к образовательной модели Liberal Arts and Sciences»
17:50–18:10 Кофе-брейк
18:10–19:40 Круглый стол «Выпускники программ Liberal Arts and Sciences и ожидания работодателей». Модератор — Джонатан Беккер (Бард-колледж, США). Участники: Антонина Балашова (Издательство Ивана Лимбаха), Эрин Каннан (Бард-колледж, США), Анастасия Курятова (Civic Entertainment Group, США), Люкас Пайп (B. Riley FBR, США), Мария Пивоварова («Ростелеком»), Дарья Пушкина (СПбГУ), Уильям Хоу (Бард-колледж, США), Анна Шаверина («Анкор»)
7 апреля
10:00–12:00 Студенческие дебаты. Модератор — Владимир Орлов (СПбГУ)
12:00–14:00 Секционное заседание «Современная школа в XXI веке». Модератор — Елена Казакова (СПбГУ)
- Анна Шерстобитова («Открытая школа», Екатеринбург) «Открытая школа: частный ответ на "школьный" запрос современных родителей»
- Анна Конопля («Учитель для России», Москва) «Педагогика как лидерство. Зачем школе профессионалы?»
- Марку Канкунен (Международный учебный центр в Савонлинне, Финляндия) «Учиться, чтобы понимать»
- Максим Якубовский (Школа London Gates) «Почему не все школы такие, или Образование в удовольствие»
- Фёдор Тимофеев (Гимназия № 32) «Из опыта развития навыков XXI века в 32-й гимназии Санкт-Петербурга: программа карьерных исследований»
12:00–15:00 Мастер-классы для студентов
- Алла Калашникова («Сбербанк»): на мастер-классе разговор пойдет о ключевых навыках, которые требуются кандидатам и сотрудникам для успешной работы в бизнесе в современных реалиях, а также будет рассмотрена тема поиска работы и успешного прохождения интервью
- Мария Пивоварова («Ростелеком»): мастер-класс будет полезен тем, кто все время задается вопросом «Что не так с моим резюме, если никто не предлагает мне работу?»; в ходе мастер-класса будут разобраны типичные ошибки, которые многие допускают как при составлении резюме, так и в процессе собеседования, а также будет возможность попробовать себя в роли HR-специалистов и директоров компаний и поучаствовать в решении нестандартных кейсов на собеседовании
14:00–15:00 Перерыв на обед
15:00–17:30 Секционное заседание «Soft skills в образовательных программах университетов: как и зачем». Модератор — Марина Калашникова (СПбГУ)
- Елена Березина (Пермский государственный национальный исследовательский университет) «Курс "Мышление и письмо" как инструмент развития soft skills»
- Ольга Полянина (Пермский государственный национальный исследовательский университет) «Психологические эффекты реализации курса "Мышление и письмо" в практике высшей школы»
- Максимас Милта (ЕГУ, Литва) «UX-подход к созданию учебного курса и результатов обучения. Случай ЕГУ и семинара второго года: введение в социальные науки»
- Алёна Тимофеева (СПбГУ) «Формирование и оценка навыков XXI века в процессе обучения письму»
- Виктор Апрыщенко (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону) «Writing to Learn в работе с историческими источниками: опыт ЮФУ»
17:30–18:30 Общая дискуссия «Междисциплинарность в науке, образовании и вызовы рынка труда» (по итогам круглых столов и секционных заседаний). Участники: Леон Ботстайн (Бард-колледж, США), Эндрю Вахтел (Американский университет в Центральной Азии, Киргизия), Алексей Кудрин (СПбГУ), Евгений Миронов (РАНХиГС, Москва), Тим Стирнс (Стэнфордский университет, США), Татьяна Черниговская (СПбГУ)
18:30–18:45 Закрытие конференции