Международная научная конференция «Кино и капитал»
В своем монументальном двухтомнике «Кино» Жиль Делёз поясняет наиболее важное событие в истории кинематографа — переход от «образа-движения» к «образу-времени» — с помощью знаменитой формулы Маркса, изображающей процесс производства капитала.
Это глубоко неслучайно, поскольку кино связано с капиталистической экономикой не только внешним, но и внутренним образом. И дело не только в том, что процесс кинопроизводства имеет свои затраты и способен приносить убытки или прибыль, и даже не в том, что кино изображает и интерпретирует экономику, оправдывая или критикуя то или иное ее устройство; важно то, что, возможно, кино (игровое, документальное, анимационное) и капитал (промышленный, финансовый, символический, человеческий) образуют общую систему, единое целое, в рамках которого современное общество — его экономика, политика, культура — репрезентируется наиболее полным образом, во всей своей специфичности и противоречивости.
Программа
26 мая
9:00–9:40 Регистрация
9:40–10:00 Открытие конференции: Александр Погребняк (СПбГУ), Данила Расков (СПбГУ)
10:00–11:30 Утренняя сессия. Ведущий — Данила Расков
- Олег Аронсон (Институт философии РАН, Москва) «От фотогении бедности к киногении денег»
- Нина Савченкова (СПбГУ) «Эксцесс и скудость в кинематографическом опыте: позиция автора как формообразующий принцип»
11:30–12:00 Кофе-брейк
12:00–14:00 Параллельные сессии
Кино и капитал: политическая экономия или психоанализ. Ведущий — Виктор Мазин
- Валерия Петренко (Томский государственный университет) «"Кинематографический" субъект и его фантазм: экономика желания и потребления»
- Виктор Мазин (СПбГУ) «Время кино и индустриализация идеологического фантазма»
- Дмитрий Голынко (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) «Капиталистический реализм и его альтернативы: визуальные модели "конца истории" и "конца капитализма" в современном кинематографе»
- Александр Кечик (СПбГУ) «Репрезентация капитализма и консьюмеризма в фильмах Дэвида Кроненберга»
- Нина Колл (Университет Утрехта, Нидерланды) «Аффективные экономики участия в кино»
Киноиндустрия сегодня: конъюнктура и производственные процессы. Ведущая — Елена Кащенко
- Иван Благих (СПбГУ) «Кино как бизнес и политика»
- Александра Веселова (СПбГУ) «Функционирование автора-бренда в современном американском кинематографе: случай Терренса Малика»
- Елена Кащенко (СПбГУ) «Продюсеры или авторы? Комментарий к итогам вручения премии "Золотой орел" (Москва, январь 2017)»
- Ксения Певзнер (СПбГУ) «Сериал как актуальный формат современной массовой культуры»
- Анна Гудкова (Москва) «"Успех" и "деньги" в современном российском кино»
- Ирина Мартьянова (РГПУ имени А. И. Герцена) «Кинорежиссер vs продюсер: А. Звягинцев и А. Роднянский»
- Татьяна Лукичёва (СПбГУ) «Выбор каналов маркетинговых коммуникаций и digital-инструментов для продвижения фильмов на российском кинорынке»
Экономика и эстетика кинообраза. Ведущая — Жамила Двинятина
- Ольга Давыдова (СПбГУ) «К эстетике кинообраза: кинематографическое движение, пространство и время в теории Жана Эпштейна»
- Екатерина Кулиничева (РГГУ) «Костюм и бренды в кино: к вопросу об экономике и эстетике кинообразов»
- Владимир Козловский, Полина Зиновьева (СПбГУ) «Эстетика тела в современном российском ремейке»
- Михаил Захаров (ВГИК имени С. А. Герасимова, Москва) «Банк крови: экономика видения в "Страсти" Брайана де Пальмы»
- Владимир Игнатьев (Новосибирский государственный технический университет) «Кинематограф как технология мифа»
Советская и зарубежная киноиндустрия: опыты альтернативных моделей. Ведущий — Алексей Артамонов
- Мария Терехова (Государственный музей истории Санкт-Петербурга) «Как штаны Александра III в кино снимались: национализрованные гардеробные в исторических постановках "Севзапкино"»
- Ольга Волчек (СПбГУ) «Война и немцы: золотой век французского кино в период оккупации (1940–1944)»
- Ольга Лазарева (Санкт-Петербургский государственный институт культуры) «Основные характеристики индустрии сериалов Республики Корея»
Маркс и кино. Ведущий — Александр Погребняк
- Кирилл Адибеков (Москва) «"Три балбеса": Маркс, Вертов, Годар»
- Николай Маргиев (СПбГУ) «Неосвоенный "Капитал" Сергея Эйзенштейна»
- Ярослав Градиль, Дарина Поликарпова (СПбГУ) «"Кто подставил Карла Маркса?": неомарксизм и современная теория кино»
- Алексей Пряхин (РГПУ имени А. И. Герцена) «Революция в кино и кино в революции. Взаимоотношение "важнейшего из искусств" и общества в период коренных перемен»
- Полина Ханова (Институт философии РАН, Москва) «Репрезентация классового конфликта в фильмах "Семь самураев" (1954), "Великолепная семерка" (1960) и "Великолепная семерка" (2016)»
14:00–15:00 Обед
14:00–15:00 Показ тизеров фильма «Песня о настоящих индейцах» (режиссер — К. Ермичев)
15:00–16:00 Дневная сессия. Ведущая — Анна Гудкова
- Олег Березин «Экономическая конъюнктура современной киноиндустрии в контексте циклического развития отрасли кинематографии»
- Виктор Скубей (Москва) «Авторская документалистика: финансирование и прокат»
16:00–16:30 Перерыв
16:30–18:00 Параллельные сессии
Кинопроизводство и глобальный капитал. Ведущий — Олег Березин
- Юлия Макконен (Университет Хельсинки, Финляндия) «Христианское писание как сценарий: неоориентализм, универсализм или повторное присвоение. Исследование транснационального совместного производства и адаптации библейского текста в малийском фильме "Генезис"»
- Анастасия Сенокосова (Уральский федеральный университет, Екатеринбург) «Фильмы Вальтера Шписа: этнографические исследования и стимулирование экономики Бали (Индонезия) в 1930-е годы»
- Дарья Пушкина (СПбГУ) «Международная безопасность в фильмах о современных вооруженных конфликтах»
- Дмитрий Иванов (СПбГУ) «Премия "Оскар": от манифестации голливудского гламура к бизнес модели для глэм-капитализма»
Этический и религиозный аспект социально-экономических институтов в кинематографе. Ведущий — Сергей Лукин
- Константин Голубев (Белорусский государственный экономический университет, Белоруссия) «Гордон Гекко и этика маркетинга в эпоху финансового капитализма»
- Сергей Лукин (Белорусский государственный университет, Белоруссия) «Этические и экономические аспекты послания в цвете от авторов "Волшебника страны Оз"»
- Павел Лысаков (СПбГУ) «"Карманник" Робера Брессона: деньги, кино и Достоевский»
Экономика и эстетика кинообраза. Ведущая — Жамила Двинятина
- Ксения Капельчук (Социологический институт РАН) «Движение, время, машина: проблема кинообраза»
- Жамила Двинятина (СПбГУ) «Квартирный вопрос в советском кино 1930-х: случай с профессорской квартирой»
- Станислав Савицкий (СПбГУ) «Виконт и виконтесса де Ноай — меценаты авангарда (о "Золотом веке" Луиса Бунюэля)»
- Антон Бубновский (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток) «Экономика и экономия визуального образа»
Советская и зарубежная киноиндустрия: опыты альтернативных моделей. Ведущий — Алексей Артамонов
- Светлана Семенчук (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) «Экспериментальное творческое объединение: опыт рыночной экономики в СССР 1960-х — 1970-х годов»
- Денис Хрюкин (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) «Кризисные экономические параметры функционирования советского кинематографа 1968–1985 годов и их значение в трансформации отечественной киносистемы»
- Иван Головнёв, Елена Головнёва (Уральский федеральный университет, Екатеринбург) «Культурфильм в СССР: этнокультурное наследие и пропаганда»
Маркс и кино. Ведущий — Александр Погребняк
- Александр Погребняк (СПбГУ) «Капитал: скорость и память (Жиль Делёз смотрит Орсона Уэллса)»
- Александр Огарков (Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) «Капитализм невозможен без кинематографа»
- Мария Рахманинова (Санкт-Петербургский горный университет) «Семья как предмет рефлексии о капитализме в классическом кинематографе XX века»
18:00–18:10 Перерыв
18:10–19:40 Вечерняя сессия. Ведущий — Александр Павлов
- Лоренцо Кьеза (Университет Генуи, Италия) «"Горький Рис" Джузеппе де Сантис: коммунистический мюзикл?»
- Елена Вогман (Свободный университет Берлина, Германия) «Метаморфозы Маркса и "Капитал" Эйзенштейна»
27 мая
10:00–11:30 Утренняя сессия. Ведущий — Александр Погребняк
- Андрей Горных (ЕГУ, Литва) «Движение капитала и "движущиеся картинки": к генеалогии кино»
- Вячеслав Корнев (Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича) «Капитал как киноперсонаж»
11:30–12:00 Кофе-брейк
12:00–14:00 Дневная сессия. Ведущая — Нина Савченкова
- Сергей Кропотов (Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург) «Город кристаллов времени в фильме "Страна ОЗ" Василия Сигарева»
- Юрий Тулупенко (РГПУ имени А. И. Герцена) «Кеннет Боулдинг: экономика как кинематограф»
- Виталий Куренной (НИУ ВШЭ) «Прошлое как ресурс кинематографа»
14:00–15:00 Обед
15:00–16:30 Параллельные сессии
Еда, кино и капитал. Ведущий — Юрий Веселов
- Стефано Магогноли (Пармский университет, Италия) «От военного голода к "Большой жатве". Репрезентация еды в итальянском кино с 1945 года до сего дня»
- Ольга Никифорова (СПбГУ) «Воспроизводство ценностей через практики питания (на примере отечественных фильмов)»
- Юрий Веселов, Ольга Таранова (СПбГУ) «Есть и пить вместе: создание социального капитала и доверия через трапезу в комедиях Леонида Гайдая»
- Цзинь Цзюнькай (СПбГУ), Лю Чжэнюй (Институт перспективных исследований, Япония) «Критика и восстановление культурной идентичности. Китайская культура питания в фильме "Китай на кончике языка: празднование китайского Нового года"»
Экономика кинематографа: практические проблемы и способы их решения. Ведущий — Денис Кадочников
- Павел Данилов, Александр Евменов (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) «Сравнительный анализ эффективности механизмов государственной поддержки кинематографии за рубежом»
- Андрей Юшков, Лев Савулькин, Нина Одинг (Леонтьевский центр) «Финансирование кино в российских регионах: почем и зачем?»
- Сергей Решетин (Москва) «Создание искусственного дефицита как основной принцип экономики кинофестивалей»
Отечественная экономика в кинематографе. Ведущий — Алексей Артамонов
- Мария Воробьева (Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург) «"Шальные деньги", махинаторы, случайные жертвы: богатство и богатые в советском кинематографе времен "застоя"»
- Ирина Басалаева (Кемеровский государственный университет, Новокузнецк) «(Не)сложные траектории постсоветского кино о Сибири»
- Ярослава Ширяева «Советская экономика и ее будущее в фильме "Берегись автомобиля"»
- Андрей Заостровцев (НИУ ВШЭ) Фильм «"Левиафан" как политическая экономия современной России»
Проекты будущего: утопии и антиутопии в кино. Ведущий — Григорий Тульчинский
- Григорий Тульчинский (СПбГУ) «Кино как анамнез социального смыслового капитала общества массового потребления (от утопии — к утрате образа будущего и хорроризации)»
- Яков Лурье (Университет Аалто, Финляндия) «Через тернии Крыма к звездам Биробиджана: две переселенческие утопии в советском агиткино»
- Наталья Мариевская (ВГИК имени С. А. Герасимова, Москва) «Утопическая модель паноптикума в художественном пространстве фильма (на примере фильмов Ульриха Зайдля, Михаэля Ханеке, Алекса Ван Вармердама, Йоргоса Лантимоса)»
Дар и трата, эксцесс и скудость в кино. Ведущая — Нина Савченкова
- Ксения Ильина (СПбГУ) «Деньги и их символика в кинематографе братьев Дарденн»
- Ирина Головачёва (СПбГУ) «Трата, скудость, алкоголь — три кита кинокомедии Генри Костера»
- Мария Грибова (СПбГУ) «Слепота зрителя и гипотипосис кино»
- Юлия Попова (СПбГУ) «Капитализация смерти в современном кинематографе»
16:30–16:40 Перерыв
16:40–18:10 Параллельные сессии
Дар и трата, эксцесс и скудость в кино. Ведущая — Нина Савченкова
- Ольга Кириллова (СПбГУ) «Капитализация Настасьи Филипповны по Делёзу и Марксу (на материале экранизаций Достоевского)»
- Алексей Бочаров «Cкудное в кино: анализ опыта»
- Виктор Непша (СПбГУ) «Мещане и нестяжатели советского кино: случай с геологом»
- Любовь Бугаева (СПбГУ) «Революция и потребление: "Дуэт для каннибалов"»
Экономика кинематографа: практические проблемы и способы их решения. Ведущий — Антон Березуцкий
- Елена Жбанкова (МГУ) «Отечественный капитал против иностранного в русском дореволюционном кинопроизводстве»
- Денис Кадочников (СПбГУ) «Кинематограф и символический капитал территории»
- Антон Березуцкий (СПбГУ) «Новое поколение режиссеров независимого кино на службе Голливуда»
Отечественная экономика в кинематографе. Ведущий — Алексей Артамонов
- Александр Дубянский (СПбГУ) «Идеологическая роль телевизионных сериалов в России»
- Елена Некрасова (Российский государственный институт сценических искусств) «Пьер Бурдье и российский кинематограф. Анализ социального»
- Денис Салтыков (НИУ ВШЭ) «"Не про политику": символический капитал режиссера в российском авторском кино»
Проекты будущего: утопии и антиутопии в кино. Ведущий — Данила Расков
- Татьяна Мартыненко (МГУ) «Образ социального неравенства в антиутопиях начала ХХI века»
- Сергей Левин (НИУ ВШЭ) «Тождество личности и мифа о потреблении»
- Данила Расков (СПбГУ) «Утопия в кинематографе: история одного провала (Альбидум, 1928)»
Экономика кинопроката. Ведущая — Алиса Насртдинова
- Оксана Майстат (Берлинский университет имени Гумбольдта, Германия) «Реклама и восприятие советского послереволюционного кино в Германии»
- Кристина Танис (ЕУСПб) «Трофейное кино в контексте советско-американских стратегий киноэкспорта в 1940-е — 1950-е годы»
- Евгений Гиндилис (Москва) «Независимый продюсер в современном российском кино: выбор между успехом и банкротством»
- Юрий Яшников (Иркутск) «Региональное кино в современной России. Производство и прокат»
18:10–18:30 Перерыв
18:30–19:30 Вечерняя сессия. Ведущий — Сергей Кропотов
- Александр Павлов (НИУ ВШЭ) «Как нам показывают капитал?»
- Элиза Кутер (Туринский университет, Италия; Свободный университет Берлина, Германия) «Автоматический субъект, маска персонажа и роботы — искусственный интеллект как репрезентация парадокса технологии в постиндустриальном капитализме»