Мичурин в образовании
В рамках семинара «Практики либерального образования» выступление Игоря Чубарова «Мичурин в образовании: как ввести элементы liberal arts в условиях российского регионального brownfield» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Система университетского образования, ориентированная на воспроизведение университетами самих себя, выдавая дипломы и паразитируя на бренде, академической ренте и инерции массовости, рискует оказаться нежизнеспособной в условиях развития и повсеместного внедрения радикальных технологий: начиная от инноваций на рынке онлайн-образования и заканчивая цифровой реформой, проводимой в экономике. Текущая ситуация сохраняется лишь благодаря механизмам искажения конкуренции на региональном рынке труда и медленно изменяется из-за эффекта path dependency.
Игорь Чубаров — директор института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета, доктор философских наук, редактор журнала «Логос».
Но изменение внешних факторов приводит к тому, что промежуток времени, сохраняющий данное состояние, становится меньше, вынуждая университеты либо немедленно трансформироваться, либо предаваться стагнации, постепенно закрываясь. Стратегий развития может быть множество.
- Создавать эффективные кампусы с нуля, что не всегда оборачивается успехом, редко приносит прибыль в среднесрочной перспективе и зачастую приводит к проигрышу конкурентам.
- Повсеместно переводить образовательный процесс на цифровые рельсы, превращая университет в большой лекторий, что в долгосрочной перспективе лишает местных специалистов преподавательских компетенций и возможности реализации на рынке труда.
- Использовать транзакционные региональные издержки как преимущество, постепенно внедряя в традиционные образовательные трубы элементы модели liberal arts — исследовательские треки, практические занятия с мастером, элективы и те же массовые открытые онлайн-курсы, ориентированные как на мировой рынок, так и на региональный сектор.
В Тюменском государственном университете используются все три модели, а в институте социально-гуманитарных наук ТюмГУ решено постепенно трансформировать монодисциплинарные образовательные программы, прививая, подобно Мичурину, элементы других направлений, скрещивая студенческие потоки и курсы согласно логике и вызовам современного рынка знаний. О преимуществах, недостатках и ограничениях такого подхода пойдет речь в выступлении.