Многомерные асимметрии в пространствах Северной Азии
В рамках семинара «Критика социальных и гуманитарных наук» выступление Ивана Саблина (Гейдельбергский университет, Германия) «Многомерные асимметрии в пространствах Северной Азии в XX–XXI веках: Сибирь, Монголия, Тибет» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 223).
Пространства в рамках релятивистской парадигмы — это сумма отношений между объектами. Физическое пространство в этом смысле — это множество объектов, объединенных расстояниями и взаимодействиями между ними. Релятивистских пространств как аналитических конструктов может быть бесконечно много — их количество напрямую зависит от выделяемых типов отношений между людьми, группами и неодушевленными объектами, целей и задач исследователя, выбранного масштаба.
Северная Азия в XX веке входила в политические пространства СССР, МНР и КНР. Официальная идеология этих государств провозглашала устранение имеющихся асимметрий, тогда как политическая практика создавала новые. Защита прав женщин и национальных меньшинств, а также включение молодежи в политический процесс стало основным инструментом социальной мобилизации, пропаганды социализма и экспорта революции. Преследование тех или иных религиозных и этнических групп при этом было предметом жесткой критики. События в Северной Азии оказали значительное влияние на международные отношения в глобальном масштабе, затронув Россию, Китай, Монголию, Великобританию, США, Японию, Корею, Индию и другие страны. В XX веке регион по-прежнему играет важную роль в политическом и экономическом положении России, Китая и Монголии. На основе эмпирического материала, касающегося Северной Азии, и синтеза теории пересечений, теории социальной идентификации и концепции релятивистских пространств в докладе рассматриваются вопросы многомерности окружающей человека среды и множественных асимметрий в отношениях власти и насилия.
Позиционируя себя и других в нескольких пространствах, человек делает свою личную идентификацию многомерной. Можно быть одновременно бурятом, монголом, буддистом, социалистом, сибиряком, мужчиной, молодым человеком и работником статистического бюро. Отношения, создающие каждую группу, также создают и пространства. Группа буддистов может быть частью буддийского религиозного пространства, включающего также буддийские предметы, тексты, здания, практики, частью религиозного пространства вообще, включающего отношения между указанными объектами всех имеющихся религиозных групп и между этими группами, частью экономического, политического и других релятивистских пространств.
Положение каждой из групп в одном или нескольких релятивистских пространствах — религиозном, политическом, экономическом, юридическом, гендерном — может существенно варьироваться. Положение одного человека в разных группах и пространствах может быть различным. Данный феномен анализируется в терминах асимметрий в отношениях власти и насилия, которые в релятивистских пространствах носят многомерный характер. Понятие «асимметрии» включает все те явления, которые описываются более статичными и оценочными суждениями: угнетение, эксплуатация, доминирование.
В лекции предлагается обратиться к анализу этнических, религиозных, профессиональных, гендерных и возрастных взаимоотношений в Северной Азии, уделив особое внимание положению и правам религиозных (буддистов), этнических (буряты, монголы, тибетцы), профессиональных (кочевые скотоводы), гендерных (женщины) и возрастных (молодежь) групп, а также положению всего населения в глобальных политических, экономических и экологических пространствах (право на мир, развитие и здоровую окружающую среду).