Набоков и кинематограф
В рамках семинара «Литература как опыт и проблема» выступление Андрея Рубанова «Набоков и кинематограф: взгляд сценариста» (ул. Большая Морская, 47).
В период пребывания В. В. Набокова в Берлине немецкий кинематограф, как известно, переживал свой расцвет. Сам Набоков принимал участие в киносъемках в качестве статиста. Вполне вероятно, что знаменитый роман Набокова «Камера обскура» был написан с расчетом на экранизацию: манера подачи материала выглядит более драматической, нежели прозаической.
Андрей Рубанов — российский прозаик и кинодраматург, автор книг «Сажайте, и вырастет» (2005), «Великая мечта» (2007), «Боги богов» (2011), «Патриот» (2017), «Финист — ясный сокол» (2019); лауреат премии «Национальный бестселлер» и «Ясная поляна», финалист «АБС-премии», литературной премии «Большая книга».
Существуют блестящие американские экранизации набоковской «Лолиты». Что касается России, то здесь возникли определенные сложности. Набоков, не публиковавшийся в СССР, никогда не давал разрешения на экранизации своих книг на родине, и после его смерти правообладатели также были против его экранизаций в России. «Камеру обскуру» планировал экранизировать Балабанов, а затем Файзиев, но оба российских режиссера не смогли договориться с наследниками.