О пользе и вреде культурного наследия для жизни
Международная научная конференция «Малые Банные чтения» на тему «О пользе и вреде культурного наследия для жизни» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Темпоральная специфика Нового времени, процессы модернизации, историческое сознание эпохи модерна, основанное на объективации фигуры разрыва, не просто вывели на сцену понятие «культурное наследие», но и предопределили его позитивную ценностную аксиологию. Катастрофический характер XX века наделил ее непререкаемой аксиоматичностью. Чувство утраты традиции или ощущение подавляемой и маргинализируемой идентичности оказалось мощнейшим и интенсивно работающим аффектом, инвестируемым в охрану того, что определяется как наследие.
Естественно, охраной сохранившегося дело не ограничивается. Культурное наследие живет как постоянно разрастающееся множество. Происходит это не только потому, что расширяется объем этого понятия, в границы которого включаются все новые и новые области, требующие общественной и государственной опеки. Помимо этого «реставрационно-консервирующего» измерения, «наследие» представляет собой набирающую обороты культурную индустрию, производящую традиции, — давно или недавно утраченные или стоящие на грани исчезновения. Культурное наследие давно перестало быть предметом характерной одержимости консерваторов. Им озабочены левые и правые, национал-патриоты и либералы, защитники окружающей среды и руин тяжелой индустрии, адепты традиционных религий и представители радикальных субкультур, генералы официоза и лидеры андеграунда, выступающие от лица нации и говорящие от лица меньшинств.
Об имитационном или откровенно фейковом характере значительной части того, что уже приобрело или борется за статус культурного наследия, уже неоднократно говорилось. Много говорилось и о прозрачности границ между реконструкцией и конструированием. Критика коммерческой составляющей индустрии культурного наследия, эксплуатирующей любовь к уходящей натуре и интерес ко всему редкому и исчезающему, также уже имеет свою традицию.
Значительно менее отрефлексированными остаются два момента. Первый был отмечен еще полтора столетия назад Фридрихом Ницше в эссе, на название которого ссылается и название конференции.
Существует такая степень бессонницы, постоянного пережевывания жвачки, такая степень развития исторического чувства, которая влечет за собой громадный ущерб для всего живого и в конце концов приводит его к гибели, будет ли то отдельный человек, или народ, или культура.
Сейчас, когда подавляющая часть социокультурной активности связана с реконструкцией, реставрацией, реакцией, консервацией, архивированием, частным или коллективным отождествлением с той или иной из прошедших эпох, предостерегающий тезис Ницше кажется тем более убедительным. Второй момент связан со скрытым противоречием того, что определяется как «культурное наследие». Являясь предметом конструктивной работы, оно предъявляется как данность. Становясь результатом творческого и ситуативного выбора, навязывается как образец. Принадлежа «царству свободы», легитимирует себя как «царство необходимости». Функционируя согласно рыночной логике самовозрастающего капитала, мимикрирует под логику ограниченного ресурса, распределение и перераспределение которого должно контролироваться каким-то внешним авторитетом.
Этим и ряду других вопросов, а в целом — проблематизации понятия и феномена «культурного наследия» — и посвящены очередные Малые Банные чтения.
Программа
27 апреля
10:00–10:30 Регистрация и кофе-брейк
10:30–10:50 Открытие конференции: Ирина Прохорова (НЛО), Татьяна Черниговская (СПбГУ), Илья Калинин (СПбГУ; «Неприкосновенный запас»)
11:00–11:50 Светлана Адоньева (СПбГУ) «Непрерывность опыта, "вечно-вчерашнее" и реликварий»
11:50–12:40 Иван Микиртумов (СПбГУ) «Что осталось от "большой истории"? Новая наивность на месте гибели метанарративов»
12:40–13:30 Галина Орлова (ЕГУ, Вильнюс) «Цифровое курирование: менеджмент и хореография эфемерного»
13:30–14:10 Кофе-брейк
14:10–15:00 Сюзанна Франк (Берлинский университет имени Гумбольдта, Германия) «Нежеланное наследие и архив»
15:00–15:50 Сергей Ушакин (Принстонский университет, США) «Присутствие без идентификации: о постколониальных архивах советского прошлого»
15:50–16:40 Драган Куюнжич (Университет Флориды, США) «Исторические агрегаты Санкт-Петербурга: From the (Holy) Rock to the (Holy) Rock and Roll, от Кунсткамеры до Сергея Шнурова»
17:00–18:00 Специальное мероприятие: показ фильма «В Питере — петь» (режиссер — Драган Куюнжич)
28 апреля
11:00–11:50 Ирина Сандомирская (Университет Сёдертёрна, Швеция) «Реставрация-революция: теория и практика культурного наследия в государстве диктатуры пролетариата»
11:50–12:40 Илья Калинин (СПбГУ; «Неприкосновенный запас») «Троянский конь культурной революции»
12:40–13:30 Андреас Шёнле (Лондонский университет, Великобритания) «Реконструкция ВДНХ, или Необыкновенная гибкость наследия»
13:30–14:20 Катриона Келли (Оксфордский университет, Великобритания) «Сохранить от современности, сохранить современность: "советское наследие" и государственный проект модернизации, 1965–1991»
14:20–14:50 Кофе-брейк
14:50–15:40 Анна Разувалова (Институт русской литературы РАН) «О наследовании "наследования": традиционалистская риторика преемственности (из 1970-х в 2010-е)»
15:40–16:30 Глеб Ершов (СПбГУ) «"Ехал Ваня на морозе". Современное петербургское искусство: убегающая идентичность и формы культурного эскапизма»
16:30–17:20 Мария Энгстрём (Упсальский университет, Швеция) «Аполлон против Черного квадрата: постсоветский консерватизм как контркультурный проект»
17:20–18:10 Кевин Платт (Университет Пенсильвании, США) «Кровь и кости как культурное наследие: о пользе массовой травмы»