Опасность междисциплинарных исследований и ее преодоление
В рамках Петербургского семинара по когнитивным исследованиям выступление Юрия Александрова (Институт психологии РАН, Москва) «Опасность междисциплинарных исследований и ее преодоление» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58-60, ауд. 152; Zoom).
При развертывании междисциплинарных исследований обнаруживаются недостатки их методологического обеспечения, связанные с применением прямого сопоставления данных, полученных на разных уровнях анализа и в разных дисциплинах. Один из самых серьезных недостатков подобных методологически слабо обеспеченных междисциплинарных стратегий — редукционистские интерпретации.
В качестве антитезы таких стратегий может эффективно использоваться системный подход. Он предполагает вместо прямого сопоставления разнородных данных создание системного «концептуального моста» между разноуровневыми описаниями. Задачей доклада будет анализ вариантов использования «концептуального моста» в конкретных исследованиях, проведенных в рамках системной психофизиологии, сформировавшейся на базе теории функциональных систем и системного решения психофизиологической проблемы. В этих исследованиях, проводимых как с участием испытуемых, так и с использованием животных разных видов, применяются разнообразные методы, характеризующие широкий круг дисциплин. Несмотря на разнообразие методов и конкретных проблемных полей, отдельные исследования могут быть взаимозависимыми и взаимодополняющими и образуют целостную исследовательскую программу.
В докладе будет изложено системно-эволюционное понимание механизмов работы мозга, поведения и психики, основанное на представлении о проактивности как нейрона, так и индивида; описана динамика и нейрогенетическое обеспечение формирования и использования индивидуального опыта при научении и при реализации дефинитивного поведения; сопоставлена структура индивидуального опыта и культуры (формирующаяся в процессе ген-культурной коэволюции); проанализировано, каким образом с системно-эволюционных позиций оказывается возможным нередукционистское сопоставление психологического и физиологического и как можно использовать данные, полученные в результате такого сопоставления, для описания моральных оценок, кросс-культурных и лингвопсихологических феноменов, соотношения сознания и эмоций, стрессовой регрессии и архаизации. Рассмотрение результатов теоретических разработок и экспериментальных исследований демонстрирует, что указанный вариант системного подхода позволяет использовать разработанную методологическую базу и единый язык нередукционистского описания феноменов, выявляемых при решении принципиально мультдисициплинарных проблем.