Певец Вакха и Венеры
В рамках семинара «Французская республика словесности: теории, тексты, дискурсы» выступление Вероники Алташиной (СПбГУ) «Певец Вакха и Венеры: неизвестный Монтескьё» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
В ходе семинара будут рассмотрены два ранних произведения Монтескьё (1689–1755): «Книдский храм» (1725) и «Путешествие в Пафос» (1727). Будучи «романами с ключом», они под маской античных героев и богов изображают реальных, легко узнаваемых современниками людей — самого автора и его окружение. Смешивая реальность и вымысел, греческих и римских богов, используя аллегории, Монтескьё создает «возможный невозможный мир», характерный для барочной литературы XVII века. Этот термин был предложен Любомиром Долежелом, основоположником теории возможных миров, обращение к которой позволяет глубже понять, каким образом Монтексье изображает идеальный мир, противопоставленный французской реальности, которую он критикует, начиная со своего первого романа «Персидские письма».
Фрагментарность, фривольность, двойной смысл, гедонизм характерны для эстетики рококо, которая складывается во Франции в начале XVIII столетия. Эти черты отличают и такие признанные шедевры автора, как «Персидские письма» и «Дух законов», что свидетельствует о единстве его художественной манеры. Ранние произведения Монтескьё наглядно демонстрируют связь между барочным и рокайльным и представляют будущего автора «Духа законов» с иной стороны — как «певца Граций», внесшего вклад в становление новой эстетики.