Поэтический язык Пастернака
В рамках семинара «Литература как опыт и проблема» презентация книги «Поэтический язык Пастернака: "Сестра моя — жизнь" сквозь призму идиоматики» (ул. Большая Морская, 47).
Поэтика стихов Бориса Пастернака 1910-х — 1920-х годов отличается небывалой смелостью и сложностью. Поэт создал уникальный поэтический язык, мера притягательности которого равна мере его непонятности. Хотя филологи не раз предпринимали попытки объяснить «темного» Пастернака, многое в его поэтике остается загадочным и непроясненным. Монография «Поэтический язык Пастернака. "Сестра моя — жизнь" сквозь призму идиоматики» (М.: Языки славянских культур, 2021) предлагает новый опыт прочтения темных стихов поэта. Главный тезис книги заключается в том, что темные и неожиданные метафоры Пастернака во многих случаях объясняются модификацией общеязыковой фразеологии. Соответственно, подчас в основе сложных образов лежат переработанные «готовые» и заведомо известные читателю выражения. Особенности работы Пастернака с идиоматическим субстратом русского языка авторы книги сначала проиллюстрируют «чистыми» случаями в минимальных смысловых контекстах (в рамках разработанной классификации), а затем обратятся к сложным примерам, в которых одновременно задействованы различные типы переработки готовых выражений (в контексте строф и отдельных стихотворений). Идиоматические механизмы поэтики Пастернака позволяют взглянуть в новом ракурсе как на эволюцию поэзии русского модернизма, так и на проблему понимания поэтического текста.
Авторы
- Татьяна Красильникова — выпускница магистерской программы «Русская литература и компаративистика» (НИУ ВШЭ), исследовательница русской литературы XX века
- Павел Успенский — кандидат филологических наук, Ph. D., доцент НИУ ВШЭ; автор книг «Творчество В. Ф. Ходасевича и русская литературная традиция (1900-е годы — 1917 год)» (2014), «К русской речи: идиоматика и семантика поэтического языка О. Мандельштама» (2020, совместно с В. Файнберг), а также многочисленных статей по истории и поэтике русской литературы XIX–XX веков