Политическая теория сегодня
В рамках семинара «Критика социальных и гуманитарных наук» выступление Виктора Каплуна (СПбГУ; ЕУСПб) «Политическая теория сегодня» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152; Zoom).
В 1784 году в ежемесячнике Berlinische Monatsschrift будет опубликована статья Иммануила Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?». Уже в наше время, начиная примерно с 1960-х годов, эту небольшую статью начнут рассматривать как своего рода манифест общеевропейского движения Просвещения и станут видеть в ней формулировку центральной идеи эмансипационного проекта Нового времени.
На семинаре будет показано, что в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева есть фрагмент текста, который следует считать прямым заимствованием из статьи Канта, что этот фрагмент важен для понимания общей логики проекта политического модерна, как его видит Радищев. Радищев, как и Кант, мыслит Просвещение как особый исторический этап развития европейского человечества и как ядро эмансипационного проекта Нового времени — проекта перехода европейских обществ из состояния зависимости от деспотической власти (состояние рабства) к автономии или самоуправлению (состояние свободы). Несмотря на то что во второй половине 1780-х годов, когда Радищев пишет свое великое и злосчастное «Путешествие», статья Канта еще не имеет хождения в России, Радищев, очевидно, ее знает. Он заимствует у Канта не только фрагмент текста, но в значительной мере политико-философскую проблематику, связанную с концептом «публичного использования разума» и темой государственной цензуры, адаптируя ее к общественно-политической ситуации в России конца XVIII века.
Но почему же, заимствуя у Канта фрагмент текста и общую формулировку проекта Просвещения, Радищев не сослался на первоисточник? Более того, зачем второстепенными отсылками в тексте «Путешествия» Радищев направил читателя по ложному следу (а вместе с читателем — и несколько поколений историков литературы)? Ответ на этот вопрос в перспективе современной политической теории позволяет лучше понять специфику российского Просвещения и литературных практик последней трети XVIII — начала XIX века.