Раннее христианство Роберта Виппера
В рамках семинара «Критика социальных и гуманитарных наук» выступление Дмитрия Браткина (СПбГУ) «Раннее христианство Роберта Виппера» (в онлайн-формате).
В наследии Р. Ю. Виппера (1859–1954) сочинения по истории христианства занимают заметное место. Его диссертация была посвящена истории кальвинизма в Женеве, к публицистическому осмыслению истории раннего христианства он возвращался на протяжении длительного периода (1900–1918), а одна из первых послеоктябрьских работ суммирует его взгляды на происхождение христианства. К этим сюжетам ученый обратится и после возвращения в сталинскую Москву 1940 года: до своей смерти он выпустит две монографии и значительное число статей. Важность этой темы для Виппера проявляется, к примеру, в том, что в конвенциональных исторических исследовательских жанрах он выступал редко, но именно в этом статусе историка-источниковеда, создателя оригинального исторического знания, он претендует на разработку раннехристианской истории.
Дмитрий Браткин — кандидат исторических наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ
Тем не менее, его взгляды на раннее христианство довольно специфичны и не вписываются ни в общий контекст мировой науки ХХ века, ни в рамки советской науки (будь то ее ранние и более свободные формы или позднейшие канонизированные). Не имеет Виппер как историк раннего христианства и прямых продолжателей, а реакция на его труды чаще всего демонстрирует непонимание Виппера рецензентами или обозначает их собственную повестку. Кто же перед нами: гениальный ли ученый, не понятый ни коллегами, ни современниками, ни потомками, или представитель паранаучного подхода? Разобраться в этом поможет концепция «провинциальной» и «туземной» науки.