Редизайн школьного пространства
В рамках Семинара по правам человека выступление Анны Желниной (СПбГУ) и Марии Вейц (Творческое объединение кураторов) «Редизайн школьного пространства: как сделать так, чтобы там хотелось учиться» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 153).
Современная российская общеобразовательная школа нуждается в изменениях, которые затронули бы не только образовательные аспекты, но и способствовали трансформациям традиционного школьного пространства, так как его организация во многом определяет и учебный процесс, и общую атмосферу в школе. Многочисленные международные исследования показали, что использование дизайнерских и арт-проектов в образовательных учреждениях создает благоприятные условия для развития творческого потенциала и индивидуальности школьников. Очевидно, что благоприятная, открытая, комфортная, формируемая совместными усилиями учеников и учителей школьная среда положительно влияет на их мотивацию учиться и учить, а также помогает укреплению связей внутри сообщества, которое формируется вокруг такой школы.
В то же время, несмотря на попытки проведения реформ в системе российского школьного образования, школа до сих пор остается крайне консервативным социальным институтом, в котором мало что изменилось за последние десятилетия. Большинство типовых школ, построенных еще в советское время в отдаленных городских районах, не отличаются ни яркостью, ни открытостью, ни инновационными подходами к учебным методикам и преобразованию территории школы. Тем не менее, исследование в одной из городских школ Петербурга показало, что дети, учителя и родители хотят менять школьную среду и готовы это делать, но не всегда знают, как и с чего нужно начинать. В рамках своего выступления социолог и куратор Мария Вейц расскажет о результатах исследования и предложениях международной группы дизайнеров, архитекторов и социологов по трансформации образовательной среды современной школы, а также о том, как соотнести желания и потребности учеников и учителей, чтобы всем было комфортно, и представить идеи дизайнеров так, чтобы они были услышаны школой и теми, кто принимает решения относительно ее изменений.