Реконструкция «деконструкции» романа Набокова «Машенька»
В рамках семинара «Литература как опыт и проблема» выступление Михаила Елизарова (Москва) «Реконструкция "деконструкции" романа В. Набокова "Машенька"» (в смешанном формате: ул. Большая Морская, 47; онлайн-трансляция доступна по ссылке).
Деконструкция (деструкция и реконструкция в одном флаконе) — занятие, чем-то схожее со школьным нормативом начальной военной подготовки по сборке-разборке автомата Калашникова. Его можно разбирать «на скорость», «на оценку», просто от нечего делать. Его можно разобрать одной рукой и жонглировать не особо крупными деталями. Можно проявить бунтарский дух и, вопреки нормам, сперва вынуть пенал и шомпол, а только потом отсоединить магазин. Можно уронить пенал и шомпол. Автомат можно не разбирать до конца, а можно до конца не собирать, но по факту мы обречены всегда начинать и возвращаться к тому, с чего начали — автомату Калашникова (который, кстати, уже давно не стреляет).
Михаил Елизаров — писатель и автор-исполнитель; лауреат литературных премий «Русский Букер», «Национальный бестселлер» и Григорьевской поэтической премии; автор романов Pasternak, «Библиотекарь», «Мультики», «Земля», сборников рассказов «Красная пленка», «Госпиталь», «Нагант», «Кубики», «Мы вышли покурить на 17 лет», сборника эссеистики «Бураттини».
Подобный прием исследования текста не может быть квалифицирован иначе, нежели как движение по герменевтическому кругу: от начального несформулированного понимания «целого» к объяснению соотношения частей его составляющих, и вновь к уже конституированному пониманию «целого». По определению Гадамера, это движение от понимания к объяснению и с помощью эксплицитного выражения этого понимания понятийно-логическими средствами — к более осознанному уровню понимания.