Ролан Барт и поэтика непроговариваемого в кино
В рамках Семинара по искусствознанию выступление Альмиры Усмановой (ЕГУ, Литва) «Ролан Барт и поэтика непроговариваемого в кино» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Значение Ролана Барта для теории визуальной культуры не подлежит сомнению: пожалуй, ни одно исследование, посвященное моде, рекламе или фотографии, сегодня невозможно себе представить без обращения к его идеям. Теория кино — не исключение, несмотря на то, что Барт почти не писал о кино. Каким образом можно объяснить эту парадоксальную ситуацию? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обсудить, как модель текстуального анализа, предложенная Бартом в интерпретации литературных текстов, повлияла на формирование методологии анализа фильма в 1970-е годы.
Говоря о фильме как тексте, французские кинотеоретики (Тьерри Кюнтцель, Мари-Клэр Ропар-Вюйемер, Сильви Пьер, Раймон Беллур, Жак Омон и другие) фокусировались не на литературной текстуальности кино, но на его визуальной текстуре, которая предполагала и иную оптику чтения. Также стоит обратить особое внимание на присутствие «фильмического» в текстах Ролана Барта не о кино (подразумевается явно кинематографическое «происхождение» некоторых теоретических метафор и концептов, которые были им разработаны).
Интерес французского теоретика к визуальности был в значительной степени связан с аффективной властью визуальных образов, с вопросом о том, как увидеть и интерпретировать неуловимое, невидимое, неочевидное. Известная своей непрозрачностью работа «Третий смысл» посвящена не только осмыслению ускользающей от вербализации множественности и непереводимости визуального образа, но в еще большей мере касается проблемы пределов языка в выявлении и описании семиотических эффектов, порождаемых техническими приемами. Именно Ролану Барту удалось показать, что анализ «поэтики непроговариваемого» по сути составляет травматическое ядро кинотеории.