С чем рифмуется в произведениях Беккета шум записанных слов?
В рамках семинара «Критика социальных и гуманитарных наук» выступление Антонии Сулез (Университет Париж-8, Франция) «"Слушай это" (Сэмюэл Беккет "Пепел"): с чем рифмуется в произведениях Беккета шум записанных слов?» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 412).
Своим бунтом против идеи произведения (в данном случае, музыкального), рассматриваемого как «система связностей», Сэмюэл Беккет являет собой, с точки зрения Адорно, попытку письма посредством элементов культуры, которые являются ее отходами. Попытка Беккета, полагает Адорно, затрагивает не только культуру, но также и философию, и то, что ассоциируется с ними, а именно: идею артикулированной мысли, форму, искомое целое, фразы, которыми все это пишется. «Все философское он размывает, превращая в культурные отходы», — пишет Адорно в работе «Как понимать "Конец игры"». Именно эта «музыка» будет интересовать нас: нечистая, асемантическая, направленная против фразы как сущности, от которой никогда прежде не отделяли гармоническую форму смысла. Еще более опасен жест, заключающийся в попытке «презентовать» без репрезентации обломки этого крушения — без всякой возможности, как пишет Адорно, «примирения» с идеей. Что это: беккетовский «солипсизм», достигший своего предела?
Таково прочтение Адорно, с точки зрения которого «диссонансная музыка» в стиле Венской школы наилучшим образом подходит для музыкализации этого «солипсизма». Адорно стремится предложить интерпретацию Беккета в терминах критической теории, подобно тому, что он попытался сделать с Кафкой. В докладе предложено другое прочтение — предполагающее внимательное отношение к звуковому контексту этого письма, посредством которого автор отныне больше не стремится высказать что-либо «представляемое».