Семиотическая концептуализация тела и проблема мультимодальности
В рамках Петербургского семинара по когнитивным исследованиям выступление Григория Крейдлина (РГГУ, Москва) «Семиотическая концептуализация тела и проблема мультимодальности» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Семиотическая концептуализация тела и телесности — это модель того, что и как обычный, то есть не искушенный в науке и не обладающий какими-то специальными знаниями носитель языка думает и говорит о теле и других телесных объектах, как он пользуется телом в устных коммуникативных актах. Такая модель складывается из большой совокупности телесных объектов, их признаков и их языковых имен, а также жестов, совершаемых телом и над телом, и некоторых других составляющих.
Бурное развитие невербальной семиотики, основным предметом которой является человек и особенности его невербального знакового поведения в акте коммуникации, выдвинуло на передний план проблему мультимодальности, под которой понимается описание общих закономерностей и конкретных правил взаимодействия в устном коммуникативном акте вербальных и невербальных знаков.
Сегодня можно считать вполне установленным тот факт, что решение проблемы мультимодальности невозможно без построения семиотической концептуализации тела и телесности, то есть лингвистического и, шире, семиотического описания телесных объектов, участвующих в коммуникации, с учетом характеристик людей — их обладателей. Разнообразие жизненных событий с участием тела и телесных практик обусловлены не только анатомией и физиологией человека, но также модой, престижем, воспитанием, национальными, этническими или культурными обычаями, полом и возрастом людей и — в столь же большой степени — теми областями жизни и деятельности человека, где эти практики применяются.
Создание семантической сети, фиксирующей все наличествующие связи между компонентами семиотической концептуализации тела и телесности, вместе с построением грамматики, которая включала бы правила синтеза телесных манифестаций смысловых компонентов жестов и правила упорядочивания этих манифестаций в пределах устного текста, являются важнейшими этапами на пути решения проблемы мультимодальности.