Тягучая современность
Международная конференция «Малые Банные чтения» на тему «Тягучая современность: постмодернистская по форме, консервативная по содержанию et vice versa» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Один из самых тонких и проницательных критиков советского режима Андрей Синявский, уже находясь в эмиграции, писал: «У меня с советской властью расхождения стилистические». Традиция этого противопоставления имеет богатую историю, которую в тех или иных формах можно проследить, если не с екатерининской, то уж точно, с александровской эпохи. Задним числом эта традиция интеллектуальной, культурно ориентированной и стилистически оркестрованной фронды была оформлена через ряд хорошо знакомых концептуальных топосов, подчеркивающих прежде всего культурное измерение гражданского сопротивления государству, воспринимаемому как репрессивный аппарат подавления личности и бюрократической унификации.
Так или иначе, культура превратилась в основной канал объективации гражданского общества, ответственный за производство не опосредованных интересами государства социальных, этических и даже политических ценностей. Культура стала едва ли не единственным его (гражданского общества) оправданием. Можно даже сказать, что культура, поле культурной коммуникации, стало формой замещения отсутствующего гражданского общества, его дискурсивным суррогатом, превращающим отсутствие тех или иных социополитических практик в фактор социокультурного воображения. Внутри этого дискурсивного диспозитива культурная продвинутость, стилистическая сложность, эстетическое многообразие приобрели политическое измерение, противопоставляемое унифицирующему, монологичному, парадному стилю государственного управления. Вопрос, который стоит перед современным исследователем, заключается в том, продолжает ли работать тактика независимого культурного производства и стилистического ускользания в различные области индивидуальной свободы.
Программный комитет
- Илья Калинин (СПбГУ) — председатель
- Кевин Платт (Университет Пенсильвании, США)
- Ирина Прохорова (НЛО, Москва)
- Григорий Тульчинский (СПбГУ)
Программа
24 мая
- 10:00–10:30 Регистрация
- 10:30–10:50 Приветствие: Татьяна Черниговская (СПбГУ) и Ирина Прохорова (НЛО, Москва)
- 10:50–11:40 Кристина Кэр (Северо-Западный университет, США) «Первичные сцены соцреализма: Александр Дейнека во время террора»
- 11:40–12:30 Роберт Бёрд (Университет Чикаго, США) «Ностальгия по идеологии в современном искусстве»
- 12:30–13:20 Нариман Скаков (Стэндфордский университет, США) «Графическое насилие Владимира Сорокина»
- 13:20–14:10 Андрей Горных (ЕГУ, Литва) «Кризис репрезентации и необходимость незавершенности модерна»
14:10–15:00 Кофе-брейк
- 15:00–15:50 Кевин Платт (Университет Пенсильвании, США) «Теоретическое осмысление постсоветского субъекта как осмысление патологий постмодерности»
- 15:50–16:40 Галина Орлова (НИУ ВШЭ, Москва) «(Ино)странный объект политического, или Репрессивные логики постструктурализма»
- 16:40–17:30 Эллен Руттен (Университет Амстердама, Нидерланды) «Стала ли искренность тягучей?»
- 17:30–18:20 Оксана Мороз (РАНХиГС; Московская высшая школа социальных и экономических наук) «Человек как управляемая цифровая вещь, или Воображая цифровое бессмертие»
25 мая
- 11:00–11:50 Николай Ссорин-Чайков (НИУ ВШЭ) «Гибридный мир: этнография и темпоральность современной войны»
- 11:50–12:40 Олеся Туркина (СПбГУ) «Там за поворотом (Тимур Новиков и Сергей Курёхин)»
- 12:40–13:30 Клавдия Смола (Технический университет Дрездена, Германия) «Новый ЛЕФ 2000-х — 2010-х: прагматика эстетики»
- 13:30–14:20 Санна Турома (Университет Хельсинки, Финляндия) «Гражданин поэт: ностальгическая субъективность постсоветского либерализма»
14:20–15:10 Кофе-брейк
- 15:10–16:00 Альмира Усманова (ЕГУ, Литва) «"Праздники непослушания": искусство и политика в условиях кризиса репрезентативной демократии»
- 16:00–16:50 Мария Энгстрем (Университет Уппсалы, Швеция) «Тягучая современность и свежее прошлое: ресайклинг позднесоветской контркультуры и новая эстетика "второго мира"»
- 16:50–17:40 Марк Липовецкий (Университет Колорадо в Боулдере, США) «Больше, чем ностальгия: поздний социализм в сериалах 2010-х годов»