«Удел человеческий», опыт репрезентации насилия
В рамках семинара «Политика и культура» выступление Виктора Мизиано («Художественный журнал», Москва) «"Удел человеческий", опыт репрезентации насилия» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Выставка Interpol открылась в Стокгольме в феврале 1996 года, став результатом длительной совместной работы кураторов и художников из самых разных стран. Открытие обернулось скандалом: один из участников выставки, Александр Бренер, разрушил инсталляцию другого участника, представив это в качестве своего собственного произведения, в то время как еще один участник, Олег Кулик представил на открытии перформанс, в ходе которого он, изображая собаку, покусал пришедшую на открытие публику. Закономерно, что подобное открытие обернулось скандалом, вызвав бурную медиареакцию, а за ней и живую художественную дискуссию. Впрочем, в отличие от многих других скандалов, которыми так богата художественная жизнь минувшего века, открытие выставки Interpol, похоже, осталось в исторической памяти, то есть стало событием, к которому обращаются как к опорной референции для описания самые разных процессов и обсуждения различных проблематик. Так опыт одной выставки позволяет приблизится к понимаю диалектики скандала и события.
В чем разница между ними? В какой мере одно предполагает другое, а в какой — исключает? Но можно поставить вопрос и шире: каковы социальные и политические предпосылки превращения события в Событие? В какой мере событие, происходящее в контексте одного профессионального сообщества, чтобы стать универсально значимым, должно резонировать с другими сообществами и социальными средами? В какой мере художественный скандал, чтобы стать событием, должен обладать социальными и политическими смыслами? И в какой мере сохранение связи с автономией искусств есть условие превращения художественного события в Событие?