Влияние ограничения ночной продажи алкогольных напитков на потребление и злоупотребление алкоголем
В рамках семинара «Экономика и культура» выступление Александра Скоробогатова «Влияние ограничения ночной продажи алкогольных напитков на потребление и злоупотребление алкоголем» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
С 2006 года регионы России в разное время постепенно вводили и ужесточали ограничения на ночную продажу алкогольных напитков. В исследовании оценивается влияние этих мер на потребление как тех алкогольных напитков, которые подпадали под действие этих ограничений, так и тех, которые под них не подпадали (использовались данные за период 2005–2012 годов). Взрослые респонденты были разбиты на экспериментальную и контрольную группы на основе допущения, что первая отличается потенциально большей чувствительностью к указанному ограничению. Оценивались потребление водки, самогона, пива и вина по тому, потребляет ли их респондент, потребляет ли в избыточном количестве и сколько потребляет. Выбор этих напитков обусловлен тем, что водка была основным объектом ограничения, а самогон, пиво и вино являлись потенциальными заменителями. Соответственно, исследование было нацелено на оценку того, являются ли эти напитки взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми.
В ходе исследования использовалась эконометрическая спецификация разности в разностях. Она предполагает действенность политики в случае обнаружения динамического эффекта в отношении экспериментальной группы, который бы отсутствовал для контрольной группы. Согласно результатам исследования, ограничения ночной продажи алкоголя привели к сокращению потребления водки и ее частичной замене самогоном у экспериментальной группы. В качестве побочного продукта этих ограничений могло стать перераспределение алкогольного рынка в пользу крупных магазинов, чем может объясняться общее сокращение потребления самогона и общее увеличение потребления вина.