• Обучение
    • Бакалавриат
    • Магистратура
    • Каталог курсов
    • Подход к обучению
    • Условия приема
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Частые вопросы
    • Результат обучения
  • Факультет
    • Персоналии
    • Партнеры
    • История
    • Контакты
    • Петербург
    • Дворец Бобринских
  • Структура
    • Кафедры
    • Коллегиальные органы управления
    • Институт когнитивных исследований
  • Календарь
      • # абитуриентам
      • # искусствознание
      • # история
      • # кино и видео
      • # когнитивистика
      • # литература
      • # методология и методика преподавания
      • # музыка
      • # права человека
  • Eng
  • Рус

Поиск по сайту

Например, Смольный

Карта сайта

  • Обучение
    • Бакалавриат
      • История искусства
      • История цивилизаций
      • Кино и видео
      • Когнитивные исследования
      • Компьютерные науки и искусственный интеллект
      • Литература
      • Международные отношения, политические науки и права человека
      • Музыка
      • Сложные системы
      • Социология и антропология
      • Философия
      • Экономика
    • Магистратура
      • Арт-критика
      • Когнитивные исследования
      • Кураторские исследования
      • Межкультурное образование
      • Музыкальная критика
    • Каталог курсов
    • Подход к обучению
    • Условия приема
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Частые вопросы
    • Результат обучения
  • Факультет
    • Персоналии
    • Партнеры
    • История
    • Контакты
    • Петербург
    • Дворец Бобринских
  • Структура
    • Кафедры
      • Кафедра междисциплинарных исследований в области языков и литературы
      • Кафедра междисциплинарных исследований и практик в области искусств
      • Кафедра проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук
      • Кафедра проблем междисциплинарного синтеза в области социальных и гуманитарных наук
      • Кафедра теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук
    • Коллегиальные органы управления
      • Ученый совет
      • Совет молодых ученых
      • Студенческий совет
      • Совет программы «Свободные искусства и науки»
      • Совет программы «Арт-критика»
      • Совет программы «Когнитивные исследования»
      • Совет программы «Кураторские исследования»
      • Совет программы «Межкультурное образование»
      • Совет программы «Музыкальная критика»
    • Институт когнитивных исследований
  • События
    • # абитуриентам
    • # искусствознание
    • # история
    • # кино и видео
    • # когнитивистика
    • # литература
    • # методология и методика преподавания
    • # музыка
    • # права человека
    • # социология и политология
    • # студентам
    • # технологии
    • # философия
    • # французские исследования
    • # экономика
    Показать ещеСкрыть
  • Направления научной деятельности
    • Искусствознание
    • Исследование экономической культуры
    • Когнитивистика
  1. Календарь
10.10.2012 / 18:30
Семинар

Язык и жизнь: как знаки могут быть выражением жизни?

  • # искусствознание
  • # философия

В рамках семинара «Критика социальных и гуманитарных наук» выступление Антонии Сулез (Университет Париж-8, Франция) «Язык и жизнь: как знаки могут быть выражением жизни?» (ул. Галерная, 58–60, ауд. 223).

В выступлении речь пойдет об отношении между «выражением знаков» и «жизнью», о том, к какого рода «жизни» относится факт артикулирования знаков в публичном пространстве, коммуникации и искусстве. Если мы имеем в виду «жизнь», которая создает, конструирует формы, то «выражать» уже больше не означает выражать «пережитое», но, наоборот, означает жизнь, которая становится самим фактом «выражения знаков». Именно это говорит музыковед Борис де Шлецер о музыке.

В ходе выступления будет сделана попытка рассмотреть тему «жизни» через сотворение форм в творчестве, отталкиваясь от знаменитой аллегории: отчаяние и безнадежные попытки Пигмалиона оживить сотворенную им Галатею. История показывает, что разрыв между формой и материей болезненно неустраним, когда форма и материя мыслятся раздельно, что невозможно вывести форму из материи прямо, без опосредования. Руссо в лирической сцене, написанной в 1762 году, пересказывает эту «драму», отсылающую к аристотелевскому анализу невозможности помыслить голую — «без формы» — материю. Чтобы представить трагическую разлученность интеллектуальной формы и эмпирической материи, когда они мыслятся по раздельности, Руссо инсценирует апорию нарциссизма перед мраморным изображением, материалом, лишенным жизни.

В докладе язык будет рассмотрен как деятельность жизни, а его роль — как посредническая. Также будет рассмотрен поворот, который символизирует концепция Гумбольдта в связи с проблемой, которую он видит в том, как Кант соединяет интуицию и концепт. Это открывает новую перспективу, в которой становится возможным помыслить «жизнь», каковой является язык как «деятельность» или energeia. Так начинают прорисовываться не только первые контуры того направления философии языка, которое впоследствии будет развито поздним Витгенштейном, но и критика предложенного Фреге понимания системы знаков как однозначного обозначения объектов.

Таким образом, будет предложен тезис о генезисе идеи жизни языка, но не таком, который был бы наследованием в привычном смысле слова, так как ничто не дает оснований думать, что Витгенштейн читал Гумбольдта или Гердера. Речь идет, скорее, о генезисе одной из линий рефлексии по поводу соотношения формы и материала в рамках искусства. В этой перспективе форма не есть нечто подгоняемое к материи, и действие (в том числе, этическое) мыслится на основе эстетической модели произведения — в традиции философской мысли, которая, подобно философии Витгенштейна, отказывается подкреплять объективность познания ссылками на основания.


24.03
10:30
Конференция
В музей — сегодня, в науку — завтра
30.04
18:00
Конференция
Русский язык и литература в меняющемся мире
  1. Календарь

Адрес факультета
190000, Россия, Санкт-Петербург,
ул. Галерная, 58–60

Поступающим
+7 (812) 363–66–29

Студентам
+7 (812) 320–07–26, +7 (812) 320–07–21

Приемная декана
+7 (812) 320–07–29

Канцелярия
+7 (812) 324–07–45


Форма для связи
  • Telegram
  • VKontakte
  • Vimeo
  • Сведения об СПбГУ 
  • Система обеспечения качества образования 
  • Результаты заседания комиссии по переводам и восстановлениям
  • Онлайн-курсы 
  • Библиотека 
  • Партнеры 
  • Центр экспертиз 
  • Новости и события СПбГУ 
  • Ректорские совещания 
  • Перезагрузка 
  • Виртуальная приемная 
  • Список и рейтинг научно-педагогических работников
  • Архив: реорганизация
©2023 Санкт-Петербургский государственный университет. Сделано Deasign в сотрудничестве с СПбГУ
  • Обучение
  • Факультет
  • Структура
  • Календарь
Этот сайт использует cookies для сбора статистики и анализа работы сайта. Мы стараемся улучшить нашу работу, для этого мы подключили аналитические инструменты. Просим согласиться на сбор и обработку ваших метаданных или отключить cookies в настройках браузера.