Язык — музыка — жест
Международная конференция «Язык — музыка — жест: информационные перекрестки» (в смешанном формате: ул. Галерная, 58–60, ауд. 152).
Цель конференции — создать в условиях современного информационного мира комфортную междисциплинарную площадку для плодотворного обсуждения проблем взаимодействия основных семиотических систем, обеспечивающих человеческую коммуникацию, — языка, музыки и жеста.
программа
19 апреля
9:30–10:00 Регистрация
10:00–12:00 Открытие конференции: приветственные слова Татьяны Черниговской, Леона Ботстайна и Николая Цискаридзе
- Татьяна Черниговская (СПбГУ) «Нейросемиотика как пересечение науки и искусства»
- Микко Самс (Университет Аалто, Финляндия) «Активность человеческого мозга во время естественной обработки языка и музыки»
12:00–12:15 Кофе-брейк
12:15–13:45 Представление жеста и музыки в речи
- Леонид Пахомов, Елена Ерофеева (Пермский государственный национальный исследовательский университет), Татьяна Петрова (СПбГУ) «Метафорическое пространство вокально-педагогического дискурса»
- Полина Эйсмонт (СПбГУ) «Невербальное поведение и его роль в порождении нарратива»
- Аннамария Минафра (Италия) «Изучение жестов и языка тела профессиональных музыкантов в процессе саморефлексии о техническом движении»
13:45–15:00 Перерыв на обед
15:00–16:30 Формальное описание музыки
- Гюльтекин Шамилли (Государственный институт искусствознания, Москва) «Язык и музыка в аспекте субъект-предикатной конструкции: иерархические и неиерархические структуры»
- Огужан Туграл (Турция) «О синтаксисе составного макама в турецкой музыке: еще один взгляд на максимальные проекции в исследованиях генеративной грамматики в музыке»
- Гарри Хагберг (США) «Тайна Киви: абсолютная музыка и то, что формалист может (или мог) услышать»
Отражение в языке жеста и музыки
- Аполлинария Аврутина (СПбГУ) «Язык и музыка: перевод в музыкальном прочтении»
- Елена Чистова (Сибирский федеральный университет, Красноярск) «Невербальная семиотика в танцевальном повествовании и синхронном переводе: когнитивные пересечения»
- Татьяна Скулачева (Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН, Москва), Наталья Слюсарь (СПбГУ; НИУ ВШЭ, Москва), Александр Костюк (Москва), Анна Липина (Москва), Эдуард Латыпов (РГГУ, Москва), Валерия Королева (РГГУ, Москва) «Обработка информации в стихе и прозе: экспериментальное исследование»
16:30–17:30 Александр Харуто (Московская государственная консерватория, Россия) «Объективный звуковой анализ в музыковедении: проблемы верификации»
17:30–17:45 Кофе-брейк
17:45–18:45 Современные подходы к описанию музыки
- Анастасия Гундорина (Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва) «Метафора как структурный принцип организации современной музыкальной нотации»
- Дэвид Коттер (Кембриджский университет, Великобритания) «Удаленное сотрудничество: общение, творчество и задержка»
19:00 Приветственный фуршет
20 апреля
10:00–11:00 Григорий Крейдлин (РГГУ, Москва) «Жесты и речь в Новом лингво-семиотическом словаре»
11:00–12:30 Язык, музыка и жест на сцене
- Ольга Манулкина (СПбГУ) «Читая оперу: вербальное vs невербальное в оперном театре конца XX — начала XXI веков»
- Илья Крончев (СПбГУ) «Язык тела в перформансах Ребекки Хорн: схема жеста и его "знаковость"»
- Елена Погорелова (СПбГУ) «Жест и слово в танцевальном спектакле ("Свадебка" Брониславы Нижинской и "Орфей и Эвридика" Пины Бауш)»
- Татьяна Цареградская (Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва) «Живописно-музыкальный экфрасис: к вопросу о роли артистического жеста»
12:30–12:45 Кофе-брейк
12:45–14:45 Тело — жест — знак: мультисенсорность в искусстве новых медиа
- Светлана Лаврова (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) «Музыка как опыт "невозможного": мультисенсорное восприятие в композиторском творчестве ХХI века»
- Александра Крылова (Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова) «Акусматические объекты в пространстве мультимедийных инсталляций»
- Екатерина Заводова, Валерия Карпинская (СПбГУ) «Межсенсорное взаимодействие при визуальном анализе изображений с музыкальным сопровождением»
- Екатерина Левина (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) «"Метапоэзис" К. Кинга как форма интертекста»
Просодика в речи и музыке
- Татьяна Качковская (СПбГУ) «Динамический контур завершенных и незавершенных синтагм: корпусное исследование»
- Валерия Долгая (СПбГУ), Елена Риехакайнен (СПбГУ), Эвелина Кузнецова (Образовательный центр «Сириус», Сочи), Варвара Николаева (Образовательный центр «Сириус», Сочи) «Могут ли подростки определить эмоциональное состояние сверстников по речи?»
- Павел Скрелин, Ульяна Кочеткова, Вера Евдокимова, Татьяна Чукаева, Дарья Новоселова (СПбГУ) «Построение речевого корпуса для исследования акустических характеристик иронии»
- Вера Евдокимова (СПбГУ) «Сравнительный анализ средних спектров речи в диалогах»
14:45–16:30 Перерыв на обед
16:30–17:30 Леон Ботстайн (США) «От концертов к кино: музыкальная риторика и смысл в исторической перспективе»
17:30–18:30 Кэролайн Палмер (Университет Макгилла, Канада) «Ритмы речи и музыки: приспосабливаться к себе»
19:00 Концерт
21 апреля
10:00–11:00 Стефан Заллат (Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера, Германия) «Усвоение музыки и языка (в том числе, лицами с ограниченными возможностями) — условия для музыкального вмешательства и музыкальной терапии»
11:00–12:30 Обучение детей музыке
- Анна Власенкова (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова) «Роль языка и жеста в обучении музыке детей младшего возраста»
- Нина Бергер (Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова) «Музыкальный ритм как проекция жизненного опыта»
- Ольга Сизова (Психолого-педагогический центр по социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи) «Способности сенсомоторного уровня как допуск в язык и музыку»
Семиотические вопросы языка и музыки
- Галина Жукова (СПбГУ) «Музыка и язык: познание — исполнение — практика»
- Константин Зенкин (Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского) «Музыкальный смысл и жест»
- Нина Щербак (СПбГУ) «Теория знака и особенности мышления: о взаимодействии музыкальных и литературных языков»
12:30–12:45 Кофе-брейк
12:45–14:15 Народная музыка
- Жуан Велозу (Университет Порту, Португалия) «Агогика в португальских народных стихах»
- София Рос (Утрехтский университет, Нидерланды) «Когда у языка есть ритм: сенегальский барабанный язык и лингвистическая теория»
- Илья Сайтанов (НИУ ВШЭ, Москва), Софья Власова (Москва) и Евгения Хаздан «Разметка лада в корпусе клезмерской музыки»
Язык и музыка в литературе и в кино
- Ксения Зиновьева (НИУ ВШЭ, Москва) «Использование заимствований в русской популярной музыке»
- Елизавета Дорфман (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) «Песни и эмоции: потерянное при восприятии. Музыка и слова в русско-израильских фильмах "с акцентом"»
- Руслан Бицоев (СПбГУ) «Реквием по языку. Парадоксы "видимого" и "слышимого" в пространстве "Осеннего крика ястреба" Иосифа Бродского»
14:15–15:15 Перерыв на обед
15:15–16:15 Постерная секция
- Магдалена Товар-Эспада (Швейцария) «Усвоение музыки и языка: роль осознанной практики»
- Доминик Поребска-Квазник (Франция) «Полная сценическая стилизация опер благодаря абсолютному раскрепощению музыкального языка»
- Бахтияр Аманжол (Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Казахстан) «Музыка как язык пространственных структур»
- Анисия Артёмова (СПбГУ) «"Саундбокс" и "теория жеста": в поиске новых методов музыкального анализа»
-
Полина Бахтурина (СПбГУ), Дарья Подвигина (СПбГУ), Дарья Чернова (СПбГУ) «Влияние голоса диктора на семантическую обработку звучащей речи: связь коррелирующего контекстуального опыта с работой предикативных механизмов»
- Сергей Грибов (Алтайский государственный университет, Барнаул) «Виртуальное и реальное тело в цифровом перформансе»
- Вера Дёмина (Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова) «Взаимодействие визуального и звукового компонентов в сценическом пространстве спектакля-перформанса "Дионис-69″ Р. Шехнера»
-
Инга Дорохова («Академия талантов», Санкт-Петербург), Татьяна Петрова (СПбГУ) «Трансляция и трактовка визуального образа: о создании логотипа конференции LGMIC-2021»
- Александра Евдокимова (Институт языкознания РАН, Москва) «Мимические жесты в коммуникации (на материале корпуса Rupex) и мимические жесты в танце фламенко у непрофессиональных русских танцовщиков»
- Глеб Егоров (СПбГУ) «Анализ современной популярной музыки: к вопросу о новой методологии»
-
Михаил Иванов (СПбГУ) «Искусство перевода с листа и его зависимость от типа чтения текста»
- Анна Непша (СПбГУ) «Пустота и звук в современном искусстве: звуковая инсталляция»
- Мария Николаева (Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова) «Образ японского сада в творчестве Тору Такэмицу: к вопросу многоканальности символических значений»
- Георгий Петренко (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет) «Гендерный аспект восприятия эмоциональной речи»
- Сергей Ромашко (МГУ) «Жест как универсальное семиотическое понятие»
- Владимир Сивицкий (Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта) «Танец как язык коммуникации»
-
Дарья Скворцова (СПбГУ) «Текст, звук, изображение: какие интернет-мемы интересны современным подросткам?»
- Светлана Сорокина (Казанский федеральный университет) «Язык музыки и музыка языка: взаимосвязь эмоционального воздействия»
-
Валерий Тимофеев (СПбГУ) «Гибриды и музыкальные дуэты в "Ultima Thule" В. Набокова»
- Елена Урсоленко (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) «Фольклорный танец о. Кипр как инструмент формирования молодого поколения»
-
Кристина Чупрова (Средняя общеобразовательная школа № 16, Санкт-Петербург) «Театральные игры-импровизации при обучении русскому языку как неродному»
- Александра Шорникова (Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова) «Текст и речевые техники в перформативной концепции документального видеотеатра Стива Райха»
- Лев Щёкин (Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулёва) «Музыка-жизнь и музыка-смерть»
- Елизавета Янина, Максим Подоляк (Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры) «Оценка позиции в игре Го»
16:15–17:45 Эмоции и искусственный интеллект
- Анастасия Колмогорова, Александр Калинин, Алина Маликова (Сибирский федеральный университет, Красноярск) «Целое и часть в эмоциональном познании текста: два пути организации ассессмента эмоционального датасета»
- Артемий Котов, Никита Аринкин, Людмила Зайдельман, Анна Зинина (НИЦ «Курчатовский институт»; РГГУ, Москва), Александр Филатов (РГГУ, Москва) «Модель эмоциональной экспрессии для персонального робота Ф-2»
- Элеонора Байер (Калифорнийский университет, США) «Просодический фокус в речи, направленной на человека, в сопоставлении с речью, направленной на собеседников с голосовым ИИ»
18:00 Закрытие конференции