Альтернативное образование
Курс основан на понимании многообразия как важнейшего фактора качественного образования, принципа дополнительности — как основы для выстраивания альтернатив в образовании, а спора образовательных парадигм — как условия для развития образования. Все это вместе выстраивает векторы педагогического поиска последних столетий: от «школы зубрежки» к большей активности и самостоятельности ученика в учебном процессе; от общей и единой для всех учебной программы к личностной значимости и многообразию образовательных маршрутов; от центрирования образования в школе к использованию многообразных ресурсов вне стен школы; от индивидуальной работы к взаимообогащению многообразных личностей в самоорганизующемся сообществе. Смена типов социально-экономического устройства общества тесно связана со сменой типов способов образования, а общественно-педагогические инициативы стали основными носителями изменений в образовании. В свою очередь вариативность социокультурных ситуаций и образовательных моделей представляет собой основу развития системы образования в поликультурной стране. В рамках курса будет рассмотрен сетевой подход в управлении как концептуальная альтернатива «централизации», показано, как нормализация жизни создает условия и становится следствием «нормального» образования, почему частное образование можно считать общественным участием в образование.