Антропологические аспекты медийных технологий
Развитие информационной технологии делает актуальным антропологическое осмысление взаимодействия человека и технологии. Отталкиваясь от представлений о технологии как расширении телесных и когнитивных способностей человека, курс рассматривает разные формы информационной технологии (начиная с письменности и счета) как своеобразные когнитивные артефакты. Представление о распределении познавательных процессов, включающем в себя артефакты, позволяет рассмотреть проблематику эволюции интерфейса и моделирования взаимодействия устройства и пользователя. Одна из тенденций в эволюции интерфейса — растворение технологии в окружающей среде: технология перестает быть заметной. Умные среды и информационно-обогащенная реальность становится частью жизненного мира современного городского человека, который в рамках курса рассматривается как своеобразное медийное пространство. В антропологической перспективе освещаются такие темы, как искусственный интеллект, роботика, настоящее и будущее интернета, переопределение человеческого тела и сознания за счет включения в свое функционирования артефактов. На примере конкретных этнографических исследований курс знакомит со способами исследовать киберкультуру и взаимодействие человека и информационной технологии. В процессе обучения объяснения теоретических положений и примеры становятся предметом дискуссии, опирающейся, в частности, на то обстоятельство, что все студенты являются пользователями обсуждаемых технологий. В ходе подготовки к занятиям студенты должны наряду с изучением обязательной литературы самостоятельно провести наблюдение и сбор данных, а затем представить результаты наблюдений и первичного анализа.