Экономика и организация культурных индустрий
Культурные индустрии, как и вся социально-культурная сфера — одна из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности в современном обществе. В России переход сферы культурных индустрий в новые организационно-экономические условия проходит особенно драматично. Сфера, традиционно поддерживавшаяся на средства государственного бюджета, выполняющая, прежде всего, функции обеспечения и подкрепления идеологической индоктринации общества, оказалась не готовой, прежде всего, профессионально. Работники, занятые в сфере культуры и искусств, испытывают острейшую нехватку компетентности, знаний и умений экономического, правового, а главное — организационно-управленческого профиля. Кроме того, технология современного эффективного менеджмента (отечественного и зарубежного) позволяет говорить о нарастании его социально-культурного, гуманитарного содержания, возрастании значения и влияния культурных индустрий на социальные процессы — вплоть до политической жизни и экономики. Проявляется это практически по всем векторам современной деловой активности: в маркетинге (связанном с учетом социально-культурных факторов, обстоятельств и особенностей потребления), в public relations, в работе с персоналом. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Система менеджмента на различных уровнях приобретает все более отчетливые характеристики технологии социально-культурного нововведения.
К традиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть знаком с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процессах формирования и развития культуры (национальной, профессиональной, фирмы, личностной). Но при подготовке менеджеров социально-культурной сферы требуется курс, вводящий в экономику и организацию непосредственно культурных индустрий на уровне коллективов, учреждений и организаций, а также — региональном уровне, проблему профессионального самоопределения.
В рамках курса впервые систематически рассмотрены содержание и технология экономики и организации культурных индустрий; введено понятие «механизма менеджмента» и рассмотрена необходимая и достаточная система механизмов менеджмента в социально-культурной сфере; рассмотрен отечественный и зарубежный опыт и соответствующие модели эффективной государственной поддержки сферы культуры; впервые систематически рассматриваются методы определения приоритетов управления сферой культуры, технология разработки культурных программ, содержание и технология фандрейзинга, проблемы и перспективы спонсорства, патронажа и благотворительности в сфере культуры, роль, значение, содержание организационной культуры фирмы, совокупной культуры менеджмента, направления взаимодействия; специально разбирается понятие эффективности менеджмента, а также виды, уровни и методы анализа эффективности менеджмента в сфере культуры.