Искусство XX века в контексте художественной критики
Междисциплинарный, обязательный для студентов магистратуры курс посвящен модернистскому искусству ХХ века в Европе, США и России. В ходе занятий будет обсуждаться творчество художников в контексте проблем социальной утопии, левого активизма, технологий в современной культуре, размытости границ между искусствами, архивизации культурной памяти, влиянии философии языка на художественную практику, кризиса субъективности и другом. На занятиях речь пойдет в первую очередь о художниках и арт-группах из Европы и США, но также отдельное внимание будет уделено русскому и советскому искусству, его роли в международном контексте. В ходе обучения студентами будут прочитаны тексты, написанные участниками художественного процесса, а также позднейшие исторические и теоретические интерпретации наиболее ярких событий, происходивших в искусстве в последние десятилетия. Экспериментальное искусство зарождается в эпоху импрессионизма и постимпрессионизма, когда художник становится независимым от официального стиля салонов и эстетически, и экономически — от кубизма, футуризма, дадаизма авангард движется к разнообразию художественных методов. Модернистское искусство открыто традиционной живописи и абстрактной скульптуре, фотографии и живописи, имитирующей фотографию. В рамках курса будут обсуждаться тексты В. Воррингера, Р. Краусс, М. Лифшица, В. Хофмана, В. Шкловского, А. Эфроса и других.
