История России: государство, культура, общество
История различных стран и народов тесно связана с историей большого числа участников событий. Подчас трудно отделить историю одного народа от истории другого народа или государства. История России — особый раздел мировой истории. Одним из первых, кто наиболее ярко заявил о своеобразии истории России, о месте и предназначении ее в мировой истории был П. Я. Чаадаев — в «Философских письмах», опубликованных в 1836 году в «Телескопе». Он писал, что «Россия заблудилась на земле», удел России «дать разгадку человеческой загадки». Попробовать разгадать эту загадку мировой истории и должен этот курс, разработанный на основе исторического знания XXI века. Курс представляет собой целостный очерк российской истории от древнейших времен (эпоха расселения восточных славян на территории европейской части России) до начала XXI века. В рамках курса последовательно рассматривается развитие этносов и территорий, входивших в состав России в различные периоды их истории: в домонгольскую эпоху, в период Золотой Орды, Московского царства, Петербургской империи, СССР и, наконец, Российской Федерации. Цель курса заключается в том, чтобы дать обучающимся представление об истории России в хронологической последовательности с учетом взаимодействия политических, социальных и культурных процессов, а также обучить студентов оценивать конкретные явления отечественной истории в их взаимосвязи с социальным и культурным целым. Отдельное внимание уделяется исследованию взаимодействия российской цивилизации с ее ближайшими и отдаленными соседями, процессов восприятия и адаптации культурных феноменов, заимствованных извне. История становления российской нации и государственности, монархии и монархов, общества и его социальных институтов, культуры и искусства — основные темы курса. Разнообразие аспектов дает возможность осмыслить ход социально-политического и культурного развития одной из великих держав, показать процесс зарождения, становления и развития государственных и общественных учреждений и институтов в стране. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу и предполагает «погружение» слушателей в определенную историческую эпоху не только через знакомство с вторичной литературой, но и через изучение исторических источников, посещение петербургских музеев, исторических выставок. В рамках курса используются работы российских и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам истории страны, а также художественная и специальная литература по отдельным вопросам развития российского государства, общества и культуры. Отрывки из исторических источников (летописей, трудов публицистов и мыслителей, воспоминаний и писем выдающихся государственных деятелей, записок иностранцев и других документальных материалов), представленные в ридере — важная часть учебного процесса, так как они создают условия для самостоятельного изучения и анализа первоисточников по рассматриваемым темам. Возможность использовать разнообразный иллюстративный материал, видео- и аудиоматериалы, а также посещение музеев Санкт-Петербурга позволяют студентам непосредственно соприкоснуться с историческим прошлым страны, в которой они живут.