Кинематографические маргиналии
Курс посвящен феномену параллельных историй кино и направлен на расширение и трансформацию представлений у студентов о том, что такое «история кино». Множественное число при постановке вопроса об «истории кино» призвано подчеркнуть необходимость не только противопоставления «магистральное — маргинальное», «основное — второстепенное», но и проблематизировать сам феномен кинематографической маргинальности как такой, который не может быть подведен под гомогенное и концептуально непротиворечивое единство. Курс начинается с теоретического введения, в котором предлагается анализ различных оснований классификации тех направлений в истории кино, которые остались преимущественно за рамками сложившихся конвенций. В частности, рассматриваются национальный, эстетический и политико-онтологический критерии, позволяющие выявить разные пласты маргинального кино. В дальнейшем курс построен как введение в феномен «кинематографических маргиналий» согласно рассмотренным классификациям. Сначала речь пойдет о «малых» национальных кинематографиях, как внутри Европы (Бельгия, Швейцария, Португалия), так и за пределами европейского и американского кино (Латинская Америка). Отдельно будет рассмотрен феномен кинономадизма в лице главных фигур, работающих вне собственной национальной традиции (Штрауб, Крамер и другие). Далее будут рассмотрены знаковые представители «крупных» национальных традиций (Франция, Германия), которые редко оказываются в поле исследовательских интересов в силу их эстетической экстравагантности. В завершение курса онтологический аспект киномаргинальности будет рассмотрен в контексте противопоставления картезианской традиции как базовой кинематографической конвенции феномену барочной эстетики. При этом акцент будет сделан не на теорию, а на практические формы выражения альтернативной кинематографической традиции на примере творчества Рауля Руиса и Вернера Шрётера. Хронологические рамки курса ограничены в основном послевоенным кино, то есть тем периодом, когда возникает феномен различных «новых волн». В рамках курса также будет показано, почему именно на этот период приходится специфическая кристаллизация феномена кинематографических маргиналий.