Кино 1930-х — 1970-х годов: теории и практики
Особую ценность курс представляет для студентов, планирующих специализироваться в области «Кино и видео». Курс предполагает сочетание различных подходов к истории кинематографа. Трансформация сюжетной, визуальной, стилистической природы кино рассматривается в рамках курса в связи с глобальными историческими, геополитическими, социальными и философскими сдвигами, определяющими развитие культуры в целом. Студентам предлагается проследить общие закономерности развития кино в разных странах, познакомиться с эволюцией ключевых для киноязыка и кинотеории понятий («реализм и реалистичность», «автор», «документальность», «индексальная составляющая кинообраза» и другими), осмыслить место кинематографа в системе репрезентации. В то же время курс предполагает демонстрацию истории кино с точки зрения трансформации визуальной и нарративной составляющей кинематографа. Курс включает обширный лекционный материал, снабженный примерами из конкретных фильмов, подразумевает обсуждение ключевых кинокартин, которые студенты смотрят в качестве домашнего задания. Ключевые режиссеры, представленные в рамках курса: Ж. Виго, Р. Клер, М. Карне, Ж. Ренуар, А. Хичкок, М. Дерен, С. Брэкидж, И. Бергман, А. Астрюк, А. Варда, Ж.-П. Мельвиль, К. Маркер, А. Рене, Л. Андерсон, Т. Ричардсон, К. Рейш, Р. Брессон, Л. Бунюэль, Дж. Кассаветис, А. Мунк, А. Вайда, Е. Кавалерович; ключевые теоретики, представленные в рамках курса: С. Эйзенштейн; Ж. Эпштейн, М. Дерен, А. Астрюк и Ф. Трюффо, А. Базен, Н. Кэрролл, Д. Бордуэлл, Д. Эндрю, П. Шредер, М. Шион, А. Роб-Грийе.