Концепции современного естествознания: мир глазами физика
Курс ставит целью познакомить студентов с базовыми концепциями современного естествознания, опираясь на фундамент физики, которая в рамках данного курса играет объединяющую и связующую роль не только для конгломерата различных естественных наук, но также математики и философии. Физика как средство и идеология познания невозможна без математики, представляющей собой отнюдь не только язык артикулирования идей. Процесс познания немыслим без понимания фундаментальных концепций, открываемых физикой, где роль философии выходит на передний план. Познание реальности — сложный многогранный процесс, где развитие идет и вглубь — при попытках добраться до самых фундаментальных причин, и вовне — по пути к синтезу и объединения знания. Реальность меняется, развивается, создается и, возможно, сам процесс познания реальности является одним из факторов ее изменения. За последние несколько столетий произошло несколько потрясающих воображение открытий, абсолютно изменивших представление человечества об устройстве Вселенной. В истории науки были времена, пропитанные уверенностью в том, что почти все уже известно, и достаточно лишь малых штрихов к картине мира, однако, попытки закончить полотно приводили к переосмыслению, острому желанию начать с белого листа. Реальность устроена еще более интересно и сложно, она многослойна и иерархична, а уровни ее познания находятся в гармоничном отношении к друг другу. Нет необходимости переписывать полотно знания, но нужно включить его в более совершенное, как законченную на своем уровне часть. Потрясающе, что необходимость подобного процесса познания, само его существование подтверждается математически, что мотивирует относиться к математике как своего рода «метафизике» — науке обо всем, а не только нашем мире. Таким образом, данный курс — это не просто изложение известных фактов о Вселенной, а попытка представить мир, в котором мы живем, как интереснейшую арену жизни, где человечество может быть полноправным творческим и активным участником.