Концепции современного естествознания. Модели и реальность
Западноевропейская традиция, формировавшаяся на протяжении более чем двух тысяч лет, наделяет науку двумя основными функциями. Первая — «объяснительная», то есть наука призвана дать непротиворечивые объяснения того, как устроена реальность и почему она устроена так, а не иначе. Вторая функция — «предсказательная», то есть на основе научных представлений, разработанной методологии и имеющихся знаний наука должна быть в состоянии предсказывать новые явления и законы и, в конечном счете, порождать новое знание о реальности. Цитируя великих, можно сказать, что наша цивилизация вообще не производит ничего, кроме знаний. Вместе с тем, трагизм положения заключается в том, что мы не знаем, как на самом деле устроена реальность, а лишь обладаем несколькими чрезвычайно глубокими моделями (теориями) о структуре реальности. Эти модели появились благодаря ряду выдающихся научных открытий. Если мы хотим понимать мир не поверхностно, нам помогут эти модели и разум, а не наши предрассудки, приобретенные мнения и даже не здравый смысл. Лучшие из существующих моделей не только более истинны, чем здравый смысл, в них гораздо больше смысла, чем в здравом смысле. Любой культурный человек должен быть знаком с этими теориями (моделями) и воспринимать их серьезно: не просто как практическую основу относящихся к ним областей и технологий, а как единственно возможный путь проникновения в структуру реальности или, иными словами, как объяснение мира. Главная цель курса — познакомить с этими теориями, но не защищать их, а скорее показать, какова может быть структура реальности, если принять истинность основных теорий (моделей) современного естествознания.