Музыка XX века: текст, техника, автор
В начале XX века музыкальное искусство пережило ряд процессов, которые могут быть описаны как взрыв: преодоление эстетических и языковых табу классического искусства, молниеносный рост разнообразия, возникновение радикальных направлений и техник, постановка «последних» вопросов о смысле и перспективе развития искусства. Добавившиеся к этому в ходе XX столетия социально-технические факторы: возникновение ряда новых технических средств распространения музыки (звукозапись, кино, радио, телевидение, цифровые технологии), глобализация, образование новых конфигураций взаимодействия авторов и исполнителей с публикой, развитие массовой культуры, стирание границ «традиционного профессионализма» — привели к новой постановке вопроса о взаимоотношении текста произведения, композиционной техники и фигуры автора. Для человека классической европейской культуры многие представления XX века оказываются ошеломляюще новыми. Возникает и соблазн абсолютизировать новые представления, прямолинейно применяя их ко всему спектру музыкального искусства XX века. Практической задачей курса является слуховое ознакомление студентов с основными музыкальными техниками и направлениями академической музыки XX века, с крупнейшими композиторами этого периода и их важнейшими произведениями. Теоретическая часть курса предусматривает постановку вопросов о соотношении текста и автора, композиционной техники и авторской свободы, об интенциях публики по отношению к автору, его технике и отдельно взятому тексту. Помимо рассмотрения музыкально-исторических и эстетических вопросов, курс ставит общую задачу расширения культурного кругозора студентов.