Музыкальная классика и авангард ХХ века
В рамках курса будет представлено творчество композиторов XIX–XX веков: и «композиторов-классиков», и композиторов-авангардистов. Среди них, например, Ж. Бизе и П. И. Чайковский, М. Равель и А. Онеггер, И. Стравинский и С. Прокофьев, Дж. Кейдж и Ф. Гласс. Почему они попали в разряд «классиков», а их произведения приобрели статус общепризнанных образцов и определили структуру учебных программ? Что такое «музыкальный авангард» и какова его история? Эти и другие вопросы будут обсуждаться в рамках данного курса. Специальное внимание в ходе занятий будет уделено обсуждению понятий «классика», «серьезная» и «профессиональная» музыка, «массовая культура», «музыкальный авангард». Одна из ключевых тем курса — современная интерпретация классических произведений в рамках академического искусства, авангардных практик, массовой музыкальной культуры. Программа курса дает возможность студентам познакомиться с историей музыки, с яркими фрагментами жизни музыкального театра XX–XXI века. В процессе обучения проблемы синтеза искусств будут рассмотрены на примере «классических» опер и балетов, киномузыки XX века. В процессе изучения материала внимание студентов будет сконцентрировано на новациях в области стиля и формы представителей музыкального авангарда (например, Ч. Айвза, Дж. Кейджа, Ф. Гласса), а также феномена джаза и массовой музыкальной культуры. «Слышание и слушание» как историко-культурная и психологическая проблема рассматривается в рамках курса на материале музыкального искусства XX века.