Образ смерти в искусстве
Вопрос о смерти всегда был и остается для человека одним из наиболее важных (а также тяжелых, страшных, неразрешимых). Ответ на этот вопрос обычно пытаются искать в религии, философии, литературе. Что касается пластических искусств, то, как принято считать, они в осмыслении смерти всегда играли второстепенную роль: изображали то, что уже постигнуто религией, философией и литературой, занимались обрядовыми процедурами, документировали случаи смерти и т. д. Идея данного курса заключается в том, чтобы пересмотреть привычные стереотипы и показать, насколько недооценен визуальный образ смерти. В силу своей невербальной природы этот образ способен сообщить о смерти вещи, недоступные для других форм знания. Например, свое представление о смерти философия может выразить только в форме текста, однако, далеко не все смыслы, связанные со смертью, могут быть адекватно выражены при помощи слов. Пользуясь собственными художественными средствами, пластические искусства создают свой образ смерти, который способен сообщить о смерти то, что недоступно для текста. В то же время смерть как тема обладает для искусства исключительной спецификой и огромной суггестивной силой. Это гештальт, который в работе художника может играть примерно ту же роль, что и стиль эпохи, но его значение до сих пор мало изучено и не до конца ясно. Цель данного курса — показать, что изобразительные искусства и архитектура могут рассказать о последней загадке человеческого существования, а также выяснить, какое влияние тема смерти оказывает на язык искусства.