Основания критической теории
Цель курса — сформировать у студентов представления об основаниях возникновения критической теории изобразительных искусств — философии Канта, экономической теории общества Маркса, психоанализе Фрейда. В первую очередь на занятиях речь пойдет о месте теории в современном искусстве, о значении теории как таковой, о деконструкция классической оппозиции теории и практики. Ключевое место в возникновении критической теории изобразительных искусств или арт-критики, занимает Франкфуртская школа критических исследований. Ей в рамках курса будет уделено особое внимание. В частности, предусмотрен углубленный анализ основополагающего для современного искусства и арт-критики текста Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху механической воспроизводимости». Еще одно принципиальное место в процессе обучения занимает основанная на идеях Канта, Маркса и Фрейда теория авангарда и возвышенного Жана-Франсуа Лиотара. Понятие возвышенного, проделав долгий путь от Лонгина и Бёрка до Канта, стало одним из центральных в эстетике Лиотара. Согласно его взглядам, именно вопрос о возвышенном управляет проблематикой современного искусства — именно с ним связана сама возможность представления непредставимого, именно возвышенное задает тон в авангарде от Казимира Малевича до Барнетта Ньюмена. Еще одной стороной анализа Жана-Франсуа Лиотара стало многолетние исследования творчества Марселя Дюшана. Одна из неотъемлемых составляющих арт-критики — психоанализ, а также близкие ему теории деконструкции и шизоанализа. Психоанализ Лакана, деконструкция Деррида и шизоанализ Гваттари — три дискурсивных поля, реорганизовавших в конце XX века. Их влиянию на современное искусство и художественную критику будет уделено особенное внимание.