Политика и поэтика искусства в XX веке
Курс посвящен открыто и демонстративно ангажированному современному искусству, провозглашающему «социальное» и «политическое» своей главной и даже единственной проблематикой, а также скрытым политическим тенденциям, которые содержатся в искусстве, равнодушном к политике или программно ее отвергающем.
Усмотрение и тематизация «политического» в искусстве любого типа, в том числе и искусстве ХХ–XXI веков — это определенная позиция, тип оптики, способ описания, внешне противостоящий описанию «эстетическому» (как«эстетскому», так и строго научному «формальному»), более привычному и традиционному. Сложность и снятие противоречия, содержащегося в этом внешнем противопоставлении, заключается в обнаружении «политики» на уровне «поэтики», иконографии (не говоря уже о программных документах вроде манифестов) и стилистики, считающейся достоянием исключительно «формальных» методов описания.
Принципиальной в данном случае представляется идеологическая позиция интерпретатора. В критических, теоретических и историографических текстах, связанных с проблематикой «политического», преобладает «левая» ориентация самых разных оттенков («правые» редко пишут о современном искусстве). Цель данного курса — описание ситуации с «нейтральных» (насколько это возможно) идеологических позиций.